Налог на имущество организаций земельный участок

Доброго времени суток, дорогой посетитель. Мы подготовили для Вас информацию про Налог на имущество организаций земельный участок. Если у Вас назрели вопросы, задавайте их, спрашивайте, постараемся помочь. Надеемся, что мы сможем решить Ваш вопрос

Представление отчетности по налогу на имущество организаций

Плательщики налога на имущество должны представлять отчетность по этому налогу в следующие сроки:

Если в вашем регионе не установлены отчетные периоды, то, соответственно, вам нужно представить в ИФНС только декларацию по итогам года.

Не нужно представлять расчет и декларацию, если у организации нет облагаемого налогом имущества.

Налог на имущество организаций: движимое имущество

Налог с движимого имущества c 01.01.2021 не уплачивается (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Расчет авансов и налога исходя из среднегодовой стоимости имущества

Для расчета аванса понадобится определить среднюю стоимость имущества (п. 4 ст. 376 НК РФ):

Определив среднюю стоимость имущества, можно рассчитать сумму авансового платежа (п. 4 ст. 382 НК РФ):

Для расчета годовой суммы налога нужно определить среднегодовою стоимость имущества:

Расчет налога выглядит так:

Доплатить в бюджет по итогам года нужно сумму, рассчитанную по формуле:

Налог на имущество организаций: недвижимое имущество

Данным налогом облагается вся недвижимость, кроме земельных участков и иных объектов природопользования (п. 1, пп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Причем у налогообложения недвижимости есть свои особенности. Так, организации на ОСН должно платить налог на имущество в отношении:

  • недвижимости, числящейся на балансе в качестве основных средств;
  • жилой недвижимости, не учитываемой по данным бухгалтерского учета как ОС.

Организации на УСН и ЕНВД уплачивают налог (п. 1 ст. 378.2 НК РФ), если они владеют:

  • определенными объектами недвижимости, например, торговыми центрами или помещениями в них. Полный перечень такой недвижимости приведен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ;
  • жилой недвижимостью, которая не учитывается на балансе по данным бухгалтерского учета в качестве основного средства.

Организации на ЕСХН уплачивают налог в отношении имущества, которое не используется при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями (п.3 ст.346.1 НК РФ).

Налог на имущество предприятий: налоговая база

По общему правилу налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, но в отношении определенного имущества налог рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости (ст. 375, 378.2 НК РФ).

Нюансы уплаты и сдачи отчетности

Организации должны уплачивать авансы/налог по месту нахождения имущества:

Местонахождение имущества Куда уплачивается налог
Имущество находится по местонахождению организации (п.п. 3, 6 ст.383 НК РФ)  В ИФНС, где организация состоит на учете
Имущество находится по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ст. 384 НК РФ) В ИФНС, где ОП состоит на учете
Недвижимое имущество находится вне местонахождения организации и ОП (ст. 385 НК РФ) В ИФНС, обслуживающую территорию, на которой находится имущество

Такой же порядок распространяется и на представление отчетности по налогу на имущество (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Срок уплаты налога на имущество организаций

Срок уплаты налога на имущество устанавливается законами субъектами РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).

Например, собственники московского имущества должны уплатить налог по итогам года не позднее 30 марта года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64). А крайний срок уплаты для плательщиков налога на имущество в Республике Татарстан – 5 апреля года, следующего за отчетным (ч.3 ст.4 Закона РТ от 28.11.2003 № 49-ЗРТ).

Расчет авансов и налога исходя из кадастровой стоимости имущества

Чтобы понять, какую сумму аванса нужно уплатить в бюджет, необходимо произвести следующий расчет (п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

Годовая сумма налога определяется по следующей формуле:

А сумма налога к доплате по итогам года рассчитывается так:

Налог на имущество юридических лиц: отчетные периоды

Отчетные периоды по налогу на имущество зависят от налоговой базы (п. 2 ст. 379 НК РФ):

Налоговая база Отчетные периоды
Налог рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости имущества I квартал, полугодие, 9 месяцев
Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости имущества I квартал, II квартал, III квартал

Кстати, региональные власти могут и не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 379 НК РФ).

Если имуществом организация владела не целый год

Если облагаемое налогом имущество было принято на учет не с начала отчетного года или выбыло в течение года, то на формулу расчета авансов/налога исходя из среднегодовой стоимости имущества данный факт никак не повлияет.

Если же речь идет об имуществе, налог в отношении которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, то авансы/налог рассчитываются с учетом коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ). Данный коэффициент определяется по следующей формуле:

При подсчете количества полных месяцев владения нужно учитывать, что:

  • если право собственности на кадастровую недвижимость возникло до 15-го числа конкретного месяца включительно, то данный месяц принимается за полный. Если же право на недвижимость возникло после 15-го числа месяца, то данный месяц в расчет не берется;
  • если право собственности на кадастровую недвижимость прекращено после 15-го числа месяца, то этот месяц участвует в расчете коэффициента как полный. Если же право прекращено до 15-го числа месяца включительно, то такой месяц учитывать не нужно.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс .

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Форум для бухгалтера:

Нужное

Налоговый период по налогу на имущество

Налоговый период по налогу на имущество организаций един для всех (независимо от стоимости имущества, исходя из которой рассчитывается налог) и равен календарному году (п. 1 ст. 379 НК РФ).

Срок уплаты авансовых платежей по налогу на имущество

Сроки уплаты авансовых платежей, так же как и срок уплаты налога, устанавливается региональными властями. И, соответственно, в разных регионах данные сроки могут быть разными.

Ставка налога на имущество юрлиц

Региональные власти вправе сами устанавливать ставку налога на имущество, но ее размер не может превышать ставку, установленную Налоговым кодексом (п. 1 ст. 380 НК РФ). Эта ставка в общем случае составляет 2,2%.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.2 ст.380 НК РФ).

Если региональные власти не установили собственные ставки налога на имущество организаций, то налог рассчитывается исходя из ставок, указанных в НК РФ (п. 4 ст. 380 НК РФ).

Расчет налога на имущество организаций

Расчет налога исходя из среднегодовой стоимости имущества отличается от расчета налога исходя из кадастровой стоимости.

И здесь важно отметить, что при расчете налога исходя из среднегодовой стоимости не нужно учитывать недвижимость, налог в отношении которой рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.

Налоговая база

Как рассчитать и заплатить? По ст. 375 НК РФ налоговая база состоит из стоимости имущества юридического лица, рассчитанная на год в среднем показателе, если иное правило не предусмотрено законом. При назначении налоговой базы учитывается имущество по его остаточной стоимости. В случае если этот показатель включает затраты, связанные с оценкой имущества, его остаточная стоимость назначается без учета расходов. Налоговая база определяется отдельно, в отношении каждой из единиц недвижимости.

Ставка по налогам

Компании заинтересованы в том, чтобы платить меньшую сумму налога. Для них актуален вопрос о налоговой ставке и существующих льготах. Налоговым периодом считаются 12 месяцев. После завершения календарного года, сумма налога, подлежащая уплате, определяется окончательно. Порядок уплаты авансовых платежей по налогу происходит в течение года, согласно отчетным периодам. Налог на имущество юридических лиц, авансовые платежи уплачиваются по месту нахождения недвижимости, облагаемой налогом.

Сроки уплаты налога, авансовых платежей прописаны в законах региональных органов власти. В большинстве из них налог выплачивается в интервале с 30.03 до 10 апреля. Налогоплательщик обязан заплатить в бюджет налог в течение 30-35 дней после завершения отчетного периода.

Отчетные периоды указаны в ст. 379 НК РФ:

  • 3 первых месяца года, 6, 9 мес. года – в случае если недвижимость подлежит налогообложению по среднегодовой стоимости;
  • 1,2,3 кв. календарного года – в случае если имущество рассчитывается по кадастровой стоимости, с нее платится налог.

Налог на имущество относится к региональному сбору. Ставки по его уплате устанавливаются на местном уровне. Но существуют определенные ограничения: например, ставки по сбору не превышают 2,2%. Для недвижимости, которая облагается по кадастровому эквиваленту, ставка не превышает 2%. Регионам дано право установления налоговых ставок в зависимости от вида деятельности организации и имущества, состоящего на его балансе.

Регионы вправе устанавливать ставки по налогу. Но в том случае, если это не входит в противоречие федеральным законам.

Налоговые послабления

От уплаты сбора освобождены:

  1. Организации (общероссийские, общественные) инвалидов, если эти лица составляют более 80% от общего состава участников.
  2. Некоторые из производителей фармацевтических товаров.
  3. Юридические лица протезно-ортопедического направления.
  4. Коллегии адвокатов, бюро, юридические консультации.
  5. Научные центры государственного уровня.

Оптимизация налога на имущество организаций – задача, которую ставит перед собой большинство организаций. Юридические лица, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы быть освобожденными от уплаты рассматриваемого сбора. Законодатель предусмотрел перечень льгот, включая и полное освобождение от налога. Список льготников не исчерпывающий, что означает право региональных властей подкорректировать налоговые послабления. Надо отметить, что регионы применяют предоставленное им правомочие, устанавливая собственные правила, освобождая часть компаний от сбора. Определенная доля льгот представлена в зависимости от вида имущества ЮЛ, другая часть – от деятельности, третья – от организационно-правовой формы собственника.

Глава 2 части НК РФ устанавливает специальные налоговые режимы. Их применение позволяет некоторой категории налогоплательщиков освободиться от уплаты налога на имущество.

Как заплатить налог на имущество организациям

Юридические лица по завершении налогового периода обязаны предоставлять в ИФНС по месту нахождения объекта недвижимого имущества, налоговую декларацию.

Уведомление о порядке предоставления налоговой декларации передается каждый год в период до 1 марта (налоговый период). Изменение выбранного налогоплательщики порядка предоставления декларации в течение налогового года не предусмотрено законом.

Уведомление не всегда рассматривается в качестве основания для представления налоговой декларации. Если причины этого будут выявлены, то налогоплательщик получает сообщение от ИФНС.

Налоговые декларации имеют строго унифицированную форму. Бланк утвержден приказом ФНС РФ NММВ-7-21 /405 от 2021 года.

При оформлении титульного листа декларации следует особое внимание уделить графе «Код экономической деятельности по ОКВЭД». Если говорить об алгоритме заполнения отчетности, то в этой строке необходимо указать, чем занимается компания согласно кодам, которые прописаны в учредительных документах согласно ОКВЭД. 

Таким образом, налог выплачивается в бюджет всеми организациями, которые обладают имуществом, облагаемым налогом. В качестве налогоплательщиков выступают иностранные компании, работающие в РФ, а также отечественные, имеющие имущество, облагаемое сбором.

Применение «кадастрового налога» исходя из фактического использования зданий

В Перечень облагаемых по кадастровой стоимости включаются нежилые здания и помещения в них если «коммерческие» виды использования (офисы, торговли, кафе, бытовые услуги) занимают в нем не менее 20% площади.

Фактическое использование здания и процент помещений, определяются при проведении проверки Госинспекции по недвижимости.

Если есть возможность обосновать, что объект под данные виды деятельности не используется (используется менее чем на 20%) – можно исключить его из Перечня в судебном порядке. В том числе – за предшествующие обращению в суд периоды (до трёх лет не считая года обращения) с возвратом излишне уплаченных сумм налога.

Объект может быть исключен из Перечня:

1. При некорректном определении назначения помещений;

Например, чиновники упорно относят административные корпуса, являющиеся неотъемлемой частью любого производственного комплекса, к деловым объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости.

Тогда как суды занимают гораздо более здравую позицию – административные помещения, используемые для собственных нужд предприятия, а не для сдачи в аренду, «кадастровым» налогом облагаться не должны.

Кроме того – имеет значение методика обследования и расчёта площадей: правильное отнесение к тому или иному виду деятельности вспомогательных помещений, мест общего пользования, складов и т.д.

2. если мероприятия по определению фактического использования Госинспекцией не проводились или проводились без непосредственного доступа в помещения здания.

В случае, если акт Госинспекции по недвижимости о фактическом использовании составлен без непосредственного обследования здания (сотрудники инспекции не были допущены внутрь) или в таком акте содержатся ошибки в части площадей помещений или их отнесения к торговым либо офисным – может быть целесообразно инициировать повторное обследование здания Госинспекции. Тогда как во многих случаях обращаться в суд целесообразно не дожидаясь акта повторного обследования.

Вопрос о фактическом использовании здания разрешается судом исходя как из актов обследования Госинспекции по недвижимости, так и иных доказательств — документов БТИ и кадастрового учёта, договоров аренды и иных сведений об арендаторах помещений (штатные расписания организаций, договоры с контрагентами и т.д.), заключений независимой экспертизы и т.д. подтверждающих производственно-складское или иное не связанное с торговлей или размещением офисов использование. Соответственно, на этапе обращения в суд и при рассмотрении судебного спора необходимо обеспечить сбор максимального объёма таких доказательств.

При этом оспаривание начисления налога возможно, в том числе, за прошедшие периоды (в пределах срока на возврат или зачёт переплаты по налогу). Причём обжалование в отношении прошедших периодов может быть весьма перспективным если в эти годы акт обследования Госинспекции не составлялся (в т.ч. применялись результаты обследований предыдущих лет). Либо если в таком имеются явные ошибки или противоречия.

В том случае, если оспаривание включения объектов в перечень облагаемых «кадастровым» налогом не перспективно, для частичного снижения налогового бремени необходимо судебное снижение кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость в таком случае устанавливается равной рыночной стоимости задания, определяемой оценщиком (или в рамках судебной экспертизы). Во многих случаях данный вариант позволяет снизить кадастровую стоимость,

Исключение объектов из перечня облагаемых по кадастровой стоимости на основании Постановления Конституционного Суда от 12 ноября 2021 г. N 46-П

До недавнего времени здания, находящиеся на участках с разрешённым использованием, предполагающим размещение офисов или торговых объектов, общепита, бытового обслуживания (в т.ч. – наряду производственными и иными видами) подлежали включению в перечень облагаемых по кадастровой стоимости независимо от того, используются ли они (и могут ли вообще физически использоваться) под эти цели.

Однако в настоящее время в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 12 ноября 2021 г. N 46-П не может облагаться кадастровым налогом объект, который фактически не используется под соответствующие цели (используется менее 20%)

В том числе по данному основанию можно требовать возврата налога за предыдущие периоды (до трёх лет не считая года обращения в суд).

Таким образом, собственники многих зданий и помещений могут как освободиться от уплаты налога за 2021 и последующие годы, так и вернуть уплаченные за предшествующие периоды суммы.

В первую очередь это актуально для зданий в промзонах и иных «старых» имущественных комплексах, для которых ДГИ Москвы при предоставлении участков в аренду устанавливал разрешённое использование, сочетающее «производственные» и «коммерческие» виды.

В случае если ранее уже были вынесены судебные акты не в пользу собственника объектов – в ряде случаев их можно будет пересмотреть по новым обстоятельствам

При этом для определения того, используется ли здание фактически под соответствующие цели. применяется тот же критерий, что и для объектов, облагаемых данным налогом «по фактическому использованию» – здание считается используемым под соответствующие цели только если под них задействовано в сумме более 20% полезной площади помещений.

Проще всего это будет обосновать при наличии ранее составленных актов госинспекции по недвижимости о фактическом использовании (например если применялась льгота для производственных объектов). Но и в иных случаях можно использовать различные доказательства соответствующего фактического использования.

Выводы в указанном постановлении Конституционного суда сделаны отношении здания находится на арендованном участке. Логика Конституционного суда состояла в том, что арендатор участка, в отличие от собственника, имеет ограниченную возможность выбирать разрешённое использование участка. Соответственно, он не должен платить налог в повышенном размере за то, что соответствующее разрешённое использование ему «навязали» уполномоченные органы г. Москвы, в пользу которого как раз и исчисляется данный налог.

В то же время, хотя данный вопрос Конституционным судом и не рассматривался, аналогичный подход представляется возможным применить и к собственникам участков в тех случаях, когда ограничена их возможность изменить разрешённое использование (например, в зоне сохраняемого землепользования по ПЗЗ Москвы).

Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости. Налоговые льготы

Ставка налога на отдельно стоящее здание в Москве повышается на 0,1 % в каждом году.

Так, в 2021 г. налоговая ставка составляла 1,5%, в 2021 г. – 1,6%, в 2021 г. – 1,7% и будет повышаться до 2,0% в 2021 г., после чего останется неизменной.

При этом для многих категорий объектов установлены льготы.

Так для объектов, включённых в перечень облагаемых по кадастровой стоимости только из-за разрешённого использования участка, но не используемых фактически под соответствующие цели (Госинспекции по недвижимости подтверждено использование под них не боле 20% полезной площади) налог уменьшается в четыре раза (до 25% от установленной ставки).

Для объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности и др., расположенных на цокольном, первом и втором этажах зданий пешеходных зон общегородского значения или улиц с интенсивным пешеходным движением, дополнительно к указанной ставке устанавливается коэффициент 0,1.

Налоговые льготы установлены для организаций, использующих труд инвалидов, субъектов инвестиционной деятельности, а также в отношении объектов ЖКХ, газоснабжения, подземных коллекторов, коммунального комплекса. Также установлены льготы для спортивных сооружений, океанариумов, медицинских центров, агропродовольственных кластеров.

Налог на имущество считается по кадастровой стоимости в соответствии с ЕГРН, подлежащей применению с 1 января года налогового периода. Изменение кадастровой стоимости учитывается в целях налогообложения только в случаях, если оно произошло из-за изменения качественных или количественных характеристик, пересмотра кадастровой стоимости в установленном порядке, либо из-за исправления технической ошибки.

Специалисты Правового центра ДВА М помогут уменьшить налог на имущество организаций в городе Москве. Мы имеем большой опыт как непосредственно в оспаривании включения объектов в перечень облагаемых по кадастровой стоимости, так и в оспаривании кадастровой стоимости (в судебном и внесудебном порядках), так и в изменении ВРИ земельного участка с целью исключения имущества из перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Новые правила налогообложения с 2021 года.

С2021 года действуют новые правила налогообложения недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости. Соответствующие изменения были внесены федеральными законами от 25.09.2021 № 325‑ФЗ и от 28.11.2021 № 379‑ФЗ.

Так, прекращает действовать условие об обязательном учете объектов недвижимости на балансе организаций в качестве основных средств для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости. При этом сохраняются иные условия, а именно:

  • о принадлежности объектов организации на праве собственности или хозяйственного ведения;

  • о наличии сведений о кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);

  • об установлении законом субъекта РФ особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и включении торгово-офисных объектов в перечень, ежегодно формируемый уполномоченным органом исполнительной власти региона (ст. 378.2 НК РФ).

К видам объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, теперь дополнительно отнесены гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозпостройки, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Напомним, чтобы перейти к исчислению налога на имущество организаций по кадастровой стоимости объектов недвижимости, субъект РФ должен принять соответствующий закон. Если кадастровая стоимость таких объектов не определена, то налог или суммы авансовых платежей по нему в текущем налоговом периоде исчисляются по их среднегодовой стоимости.

Кроме того, с налогового периода 2021 года плательщик налога на имущество организаций, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять декларацию по налогу в отношении всех таких объект налог на имущество организаций недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

Уведомление о порядке подачи декларации в налоговый орган на территории субъекта РФ представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления декларации в течение налогового периода не допускается. Таким образом, вместо нескольких налоговых органов для представления налоговой декларации можно выбрать один. Но указанные положения не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

К сведению:

На сайте ФНС заработала промостраница «Новый порядок налогообложения имущества организаций». Она содержит все актуальные разъяснения по этой теме и поможет налогоплательщикам разобраться в нововведениях, действующих в налоговом периоде – 2021.

Движимое или недвижимое?

Сегодня объектом обложения налогом на имущество является только недвижимое имущество признание. В связи с вышесказанным актуальным стал вопрос статуса имущества: относится оно к недвижимому или нет? На практике не все так однозначно, да и сами контролирующие органы и ведомства, разрабатывающие нормативные документы, пока не могут прийти к однозначному определению недвижимого имущества.

Проблема связана с тем, что Налоговый кодекс не содержит определения понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество» признание. С учетом ст. 11 НК РФ в таком случае необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объект налог на имущество организаций, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся помещения и машино-места. Кроме этого, федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено иное имущество.

Также в соответствии со ст. 131 ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в ЕГРН.

Не далее как в феврале 2021 года ФНС направила своим сотрудникам, осуществляющим администрирование налогообложения имущества организаций, Письмо от 14.02.2021 № БС-4-21/[email protected], в котором дала рекомендации по разграничению движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов обложения налогом на имущество организации. Эти рекомендации были основаны на Письме Минэкономразвития России от 12.02.2021 № Д23и-4183. Представители ведомств пришли к следующим выводам:

  1. Понятие объектов капитального строительства предусмотрено в п. 10 ст. 1 ГрК РФ и определено как «здание…, сооружение…, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)». В данном понятии присутствует некоторая неопределенность, которая не позволяет достоверно отделить «настоящие» объекты капитального строительства от «ложных», которые являются улучшением земельного участка (гражданское законодательство также использует для обозначения этого правового явления понятие «составная часть»), из‑за отсутствия ясности в вопросе, что является улучшением. Однако из приведенного ряда примеров следует, что к объектам капитального строительства не относятся такие сооружения, которые, хотя и имеют прочную связь с землей, не требуют разрешения на строительство или декларации о начале строительства. Следовательно, под объектами капитального строительства нужно понимать те здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство (уведомлений о начале строительства).

  2. Что касается соотношения между понятиями «объект капитального строительства» и «недвижимая вещь», следует отметить отсутствие полного соответствия. Указанные понятия разные по своему объему, ведь недвижимой вещью является не только постройка, но и земельный участок, и образованные из постройки помещения, и машино-места, также они применяются для разных целей. Используемое в градостроительном законодательстве понятие «объект капитального строительства» применяется прежде всего для описания общественных отношений в ходе строительства здания или сооружения, его ремонта, реконструкции (ч. 1 ст. 4 ГрК РФ). В то же время гражданское законодательство оперирует понятиями «недвижимая вещь», «недвижимость», «недвижимое имущество» для определения зданий и сооружений как вещей, по поводу которых возникают права и обязанности участников гражданского оборота. При этом представляется возможным отождествить оба понятия, когда они применяются к уже построенному зданию (сооружению). Другими словами, вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости (или образования из него объекта недвижимости) весьма высока, в то время как некапитальная постройка, как правило, не становится недвижимостью. Соответственно, строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию, относятся к объектам капитального строительства и с большой степенью вероятности – к объектам недвижимости. Некапитальная постройка, то есть сооружение, которое не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики которого позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) можно отнести, с точки зрения гражданского права, к отделимым улучшениям.

  3. Что касается улучшений земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капитального строительства, ни объектами некапитального строительства, гражданское право считает их с большей вероятностью неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка. Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов[1], использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения объектов, для большинства из которых предусмотрено условие об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, то есть являющихся либо неотделимыми улучшениями земельного участка, либо некапитальными объектами.

  4. В силу п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется. Таким образом, объекты, подпадающие под регулирование данной нормы, не могут являться объектами капитального строительства.

В итоге был сделан окончательный вывод: если объекты построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, то есть как объекты капитального строительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Какая‑то ясность в этих разъяснениях есть, тем более что они направлены в территориальные налоговые органы для использования в работе. Но не прошло и 10 дней, как данное письмо было отозвано (Письмо ФНС России от 25.02.2021 № БС-4-21/[email protected]). Это говорит только о том, что четкой и однозначной позиции по рассматриваемому вопросу пока не сформировано.

Правоприменительная практика, касающаяся квалификации недвижимого имущества.

Письмом ФНС России от 20.04.2021 № БС-4-21/[email protected] была направлена информация о правоприменительной практике, касающейся квалификации недвижимого имущества, в том числе в целях исчисления налога на имущество организаций. В документе налоговики обобщили имеющуюся судебную практику по вопросам отнесения конкретного вида имущества к недвижимости для целей исчисления налога на имущество. Выводы, к которым пришли суды, представлены в таблице.

Представители ФНС считают, что для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать:

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;

  • при отсутствии сведений в ЕГРН – наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например для объектов капитального строительства – наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т. п.

При отсутствии записей об объекте имущества в ЕГРН основания для применения норм НК РФ, зависящих от вида объекта имущества (движимое или недвижимое), определяются исходя из действующих нормативных правовых актов и сложившейся судебной практики.

Вывод, сделанный арбитрами

Реквизиты судебного акта

В связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком. Ограждение является объектом благоустройства, устроено из профнастила по бетонному фундаменту на естественном основании. Функциональное назначение ограждения позволяет квалифицировать его в качестве строения вспомогательного использования

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13

Спорное имущество (высокостеллажные конструкции) не является частью производственно-складского комплекса и обоснованно учтено обществом как производственное оборудование с возможностью демонтажа. Спорное оборудование относится к движимому имуществу, а потому не является объектом обложения налогом на имущество организаций

Постановление АС МО от 14.07.2016 по делу № А41-19566/2015 (Определением ВС РФ от 11.11.2016 № 305‑КГ16-14860 оставлено без изменения)

В деле был сделан вывод об отнесении трубопровода технологического к недвижимому имуществу. Спорный объект имущества, в силу отраслевых требований к устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, спроектирован и смонтирован на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает его прочную связь с землей. По своей конструкции спорный объект не предназначен для его последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте. Перемещение спорного объекта без нанесения несоразмерного ущерба его конструктивной целостности и проектному функциональному назначению невозможно

Постановление АС МО от 10.02.2017 по делу № А40-98958/2016

Суд признал правомерной позицию инспекции о доначислении налога на имущество в связи с неправомерным включением в общую сумму остаточной стоимости льготируемого имущества остаточной стоимости палубных кранов. Суды исходили из того, что краны входят в сложный имущественный комплекс, являются неотъемлемой технологической (функциональной) частью недвижимого имущества, то есть входят в комплекс конструк-

Постановление АС СЗО от 27.11.2017 по делу № А42-539/2017

тивно сочлененных предметов, являются неотъемлемой частью недвижимого имущества и являются недвижимым имуществом

Трансформаторная подстанция признана недвижимым имуществом: расположена в конкретном месте, сооружена на монолитном железобетонном фундаменте, соединена подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях), то есть имеет прочную связь с землей

Постановление АС СЗО от 18.05.2018 по делу № А05-1595/2017

Суды установили, что тепловая электростанция представляет собой комплекс объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, возведенных по единому проекту и расположенных на одном земельном участке; основные средства, входящие в состав тепловой электростанции, являются ее составной частью и относятся к сложной вещи. Спорное имущество является единым недвижимым комплексом и, как следствие, является объектом обложения налогом на имущество

Постановление АС ВВО от 04.04.2021 по делу № А29-4430/2018

Суды отметили, что оборудование котельных не может полноценно и самостоятельно функционировать непосредственно вне специализированных зданий (помещений), а использование здания (помещение) котельной невозможно по его прямому функциональному назначению в случае демонтажа газового оборудования (котлов). В связи с вышесказанным спорные объекты (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета), без которых объект капитального строительства (здание или помещение) производственного назначения, не может полноценно функционировать, подлежат налогообложению в составе этого здания (помещения) как объекты недвижимого имущества

Постановление АС ПО от 28.05.2021 по делу № А12-14902/2018

ВС РФ указал, что оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав. Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, в том числе если последующие демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания

Определение ВС РФ от 12.07.2021 № 307‑ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018

Все спорные объекты (выпарные аппараты, кристаллизаторы, элеватор, аппарат диффузионный) соответствуют понятию «сооружения». При этом спорные основные средства предназначены для обслуживания сахарного завода посредством создания условий для его работы. Суд установил, что спорные основные средства не являются недвижимым имуществом

Постановление Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 30.12.2021 по делу № А36-12764/17

Суд установил, что спорные объекты (рыбная фабрика, холодильное оборудование, вертикальные плиточные морозильные аппараты, упаковочный комплекс, гидролокатор) не относятся к сооружениям, а являются оборудованием, используемым на судне. У судна и оборудования разное функциональное назначение, разные сроки полезного использования, промысловое судно и спорные объекты относятся к разным группам основных фондов

Постановление Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 19.12.2021 по делу № А05-5074/2021

Суд признал, что произведенные налогоплательщиком неотделимые улучшения в арендованное имущество (капитальный ремонт и перепланировка здания) носят капитальный характер, связаны с реконструкцией, модернизацией, достройкой и дооборудованием имущества. Свободное перемещение неотделимых улучшений (капитальных вложений в арендованное имущество), их демонтаж без причинения несоразмерного ущерба арендованному зданию невозможены. Они относятся к недвижимому имуществу в соответствии со ст. 130 ГК РФ

Постановление Второго Арбитражного апелляционного суда от 05.12.2021 № А29-14394/2018

Претензии к налогоплательщику, заключавшиеся в выводе об отнесении имущества к недвижимому в силу закрепления оборудования на фундаменте, а также в его технологической связи с иным оборудованием, притом что отсутствовала непосредственная связь оборудования с обслуживанием здания цеха, в котором данное оборудование было установлено, признаны судом необоснованными

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 12.07.2021 № 307‑ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018

[1] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300.

Подборка полезных мероприятий

Разместить

Перечень объектов, облагаемых по кадастру, конкретизирован

Закон № 325-ФЗ внес смуту в бизнес-среду, оставив открытым перечень недвижимости, облагаемой юрлицами по кадастровой стоимости. Но в конце ноября был опубликован закон, внесший ясность в этот список. Итак, с 01.01.2021, согласно п. 2 ст. 1 закона, налог нужно будет платить:

  • с жилых помещений;
  • объектов незавершенного строительства;
  • гаражей;
  • машино-мест;
  • жилых строений, садовых домов, хозстроений и сооружений, которые расположены на участках для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.11.2021 № 379-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Квартальная отчетность по налогу на имущество отменена

Закон внес три изменения в порядок исчисления налога на имущество.

1. Отменена обязанность сдачи квартальных расчетов по налогу на имущество. Таким образом, организациям придется готовить лишь годовую декларацию по итогам налогового периода. Форма декларации, а также порядок и формат ее представления утверждены Приказом ФНС РФ от 14.08.2021 № СА-7-21/[email protected]

2. Появилась возможность подачи с 01.01.2021 единой налоговой декларации. Ею вправе воспользоваться налогоплательщики — владельцы недвижимости:

  • облагаемой исключительно по среднегодовой стоимости;
  • расположенной на территории одного субъекта РФ, но зарегистрированной в разных инспекциях.

Право подачи единой декларации предоставляется после отправки уведомления в региональное УФНС. Обладатели такого имущества смогут отчитываться по нему в одном налоговом органе по своему выбору.

Претенденты на единую налоговую декларацию должны представить уведомление в УФНС по субъекту, где находится имущество организации, до завершения отчетной кампании за I квартал, то есть не позднее 02.03.2021.

Возможность подачи единой декларации не применяется, если региональным законодательством предусмотрены отчисления налога в местные бюджеты.

3. Изменен порядок определения налоговой базы: с 2021 года авансы за год, в котором изменилась кадастровая стоимость, рассчитываются по новой стоимости. То есть из пп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2021, исключили указание о том, что для расчета авансового платежа кадастровую стоимость нужно брать именно на 1 января текущего года.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.04.2021 № 63-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Декларация по налогу на имущество обновлена

Обновление бланка потребовалось из-за новшеств, введенных законом № 63-ФЗ, в частности, в связи с отменой квартальных отчетов.

Обращаем внимание: форма подлежит применению с налогового периода 2021 года, то есть ближайшая сдача отчетности должна происходить на новом бланке. По сравнению с прежней формой изменений немного:

  • в разделе 1 появились четыре новые строки — 021, 023, 025 и 027. В них нужно будет отражать исчисленную сумму налога, которую необходимо уплатить в бюджет за налоговый период, и авансовые платежи за каждый отчетный период;
  • из разделов 2 и 3 удалена строка с суммой авансовых платежей.

В разделах 2 и 3 появится новая строка «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период (в рублях)».

ПРИКАЗ ФНС РФ от 14.08.2021 № СА-7-21/[email protected]
«Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/[email protected]»

Сообщать о льготах организации должны отдельно

В порядок исчисления земельного налога внесены поправки, согласно которым сообщать об имеющихся льготах с 01.01.2021 обязаны не только физические, но и юридические лица.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.04.2021 № 63-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Декларацию по транспортному налогу нужно сдать по новой форме

С отчетности за 2021 год организации от сдачи в ИФНС деклараций по транспорту освобождаются. Однако в последний раз — за период 2021 года — отчитаться по налогу необходимо по обновленной форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 26.11.2018 № ММВ-7-21/[email protected]

Необходимость обновления декларации связана с прекращением с 01.01.2021 действия положения, позволяющего вычитать из суммы транспортного налога плату за вред дорогам федерального значения, наносимый большегрузами. В связи с этим изменился и порядок заполнения документа.

Остальных изменений немного:

  • обновлены штрихкоды видов транспортных средств;
  • уточнены льготы и вычеты;
  • вместо трех разных кодов, предназначенных для автобусов, будет введен один, общий.

Сдать декларацию необходимо в срок до 03.02.2021.

ПРИКАЗ ФНС РФ от 26.11.2018 № ММВ-7-21/[email protected]
«О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 05.12.2016 № ММВ-7-21/[email protected]»

Как заявить о льготах по земле и транспорту

Начиная с 01.01.2021 для того, чтобы воспользоваться льготами по земельному и транспортному налогам, необходимо представить в инспекцию заявление.

Новый бланк понадобился ввиду отмены подачи в ИФНС деклараций по указанным налогам с отчетности за 2021 год. Поэтому если компания претендует на получение льгот, то в 2021 году нужно подать в ИФНС заявление об их предоставлении. Дело в том, что наличие льгот до отмены деклараций подтверждалось в самом бланке декларации в специальном реквизите «Код налоговой льготы».

Для подачи заявления используется единая форма, которая так и называется «Заявление налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу».

Форма состоит из трех разделов: титульного листа и по одному разделу для транспортного и для земельного налогов.

Порядок заполнения заявления говорит о том, что если организация заявляет только о льготе по земельному налогу, пустой лист с полями по транспортному налогу можно не сдавать. Однако этот вопрос нужно уточнить в своей инспекции.

Заявляя о льготе по земельному налогу, нужно указать:

  • кадастровый номер участка;
  • срок предоставления льготы и ее код;
  • сведения о муниципальном акте, который устанавливает льготу;
  • информацию о подтверждающих льготу документах.

Коды льготы также приведены в приложении к порядку заполнения заявления. Обращаем внимание, что некоторые льготы по земельному налогу установлены не на муниципальном уровне, а на федеральном — в НК РФ. В этом случае поля, предназначенные для информации о местном НПА, не заполняются. Речь идет, например, о льготе по участкам под автодорогами общего пользования.

Для льгот по транспортному налогу нужно указать:

  • вид транспортного средства, его марку (модель) и госномер;
  • срок предоставления льготы;
  • сведения о подтверждающих льготу документах;
  • код льготы и реквизиты регионального закона.

В приложении к порядку заполнения заявления указано всего четыре кода: один для льготы по международному договору и три для региональных льгот (освобождение от уплаты, пониженная ставка и снижение суммы налога). Напомним, что в настоящее время льготы для организаций установлены только в законах субъектов РФ. Например, в Москве резиденты ОЭЗ транспортный налог не платят, в Свердловской области общественные организации инвалидов платят только 35 процентов от исчисленной суммы налога, а в Башкирии сельхозпроизводители применяют ставки, уменьшенные вдвое.

ПРИКАЗ ФНС РФ от 25.07.2021 № ММВ-7-21/[email protected]
«Об утверждении формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме»

У владельцев земельных участков и транспортных средств появится новая обязанность

Больше всего изменений в порядок исчисления имущественных налогов внес закон № 325-ФЗ.

Земельный налог:

  • начиная с 01.01.2021 компании обязаны сообщать инспекторам о налогооблагаемых участках, не учтенных ИФНС при исчислении налога. К сообщению необходимо приложить документы, подтверждающие владение участком, и направить сообщение однократно, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если организация это требование не выполнит, ей могут выписать штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 129.1 НК РФ);
  • ограничено применение льготной ставки в размере 0,3 процента. С 01.01.2021 в отношении земельных участков жилищного фонда эта ставка не может применяться к участкам для ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности;
  • норма, устанавливающая для физлиц дату начала исчисления налога со дня открытия наследства, с 01.01.2021 распространится и на юрлица;
  • исключена возможность установления дифференцированных ставок в зависимости от видов территориальных зон, в границах которых расположен участок;
  • установлен порядок выявления участков, не используемых для сельхозназначения. С 01.07.2021 орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение 10 дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства представлять в налоговый орган по субъекту РФ сведения о неиспользовании участка по назначению. При установлении ответственным органом факта устранения названного нарушения либо при отмене предписания сведения об этом также в течение 10 дней представляются в налоговый орган по субъекту РФ;
  • c 01.01.2021 муниципалитеты исключены из процедуры установления сроков уплаты земельного налога организациями. Таким образом, представительные органы муниципальных образований лишатся права устанавливать сроки уплаты земельного налога;
  • установлен срок уплаты земельного налога — не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Изменения применяются начиная с уплаты налога за 2021 год.

Транспортный налог

Для владельцев транспортных средств, согласно п. «а» п. 3 ст. 1 закона, с 01.01.2021 установлена обязанность информировать ИФНС об их наличии. Это та же норма, которая регулирует уведомление и о наличии земельных участков, рассмотренное выше. Сообщать о ТС необходимо в случае, если:

  • они являются объектами налогообложения;
  • не подпадают под льготу;
  • по ТС ни разу не получено сообщение об исчисленной сумме налога.

Кроме того, к уведомлению нужно приложить копии документов, подтверждающих регистрацию ТС. Достаточно сделать это один раз в срок до 31 декабря следующего за истекшим налоговым периодом года. Документы можно отправить в любую удобную ИФНС.

Причина новшеств — в отмене деклараций. За 2021 год инспекторы уже сами будут присылать сообщения об исчисленном налоге. Поэтому если в 2021 году организация приобретет транспорт и в 2021 году не получит от инспекции сообщения о налоге, то нужно будет до 31 декабря 2021 года уведомить налоговиков о приобретении.

Предусмотренные ранее для физлиц санкции в соответствии с пп. «а» п. 49 ст. 1 закона распространяются и на юридические лица. Так что начиная с 01.01.2021 компания за непредставление сообщения будет наказана штрафом в размере 20 процентов от неоплаченной суммы налога.

По аналогии с земельным налогом п. 63 ст. 2 закона исключил с 01.01.2021 из полномочий регионов установление сроков уплаты транспортного налога организациями.

Пунктом 68 ст. 2 закона установлен предельный срок оплаты налога. Согласно новой редакции п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу должны быть уплачены налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (I, II и III кварталам). Новшество применяется начиная с уплаты транспортного налога за налоговый период 2021 года.

Налог на имущество организаций

С 01.01.2021 п. 1 ст. 374 НК РФ относит к объектам обложения по кадастровой стоимости не только основные средства, но и любую недвижимость, принадлежащую организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Таким образом, станет неважно, учтена недвижимость как основное средство или нет — начислять и платить налог по кадастру все равно придется. Правда, если регион не решит иначе.

Ранее, если объекты не были поставлены на учет в качестве основных средств, налог по кадастровой оценке по ним не платили. Это следует из разъяснений Минфина, изложенных в письме от 30.06.2017 № 03-05-05-01/41582. Исключение по пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ — жилые дома. Если они являются основным средством, то налог платят исходя из среднегодовой стоимости, а если не являются — исходя из кадастровой. То есть с нового года владельцы такой недвижимости будут нести повышенную налоговую нагрузку.

В перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, с 01.01.2021 включается иная недвижимость, облагаемая налогом на имущество физлиц, то есть жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи и машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства и иные объекты. Перечень облагаемых налогом «иных» объектов конкретизировал закон № 379-ФЗ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.09.2021 № 325-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: