Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков

Здравствуй, уважаемый посетитель. В сегодняшней статьей мы мы обсудим тему Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков. Если у Вас возникли вопросы, смело задавайте их ниже, это бесплатно. Надеемся, что информация окажется Вам полезна

Комментарий к Статье 11.9 Земельного кодекса РФ

Процесс образования земельных участков не может быть произвольным. В связи с этим ЗК РФ устанавливает ряд требований, которым должны соответствовать образуемые и изменяемые земельные участки.

Одним из главных требований, предъявляемых к земельным участкам, является соблюдение установленных предельных (максимальных и минимальных) размеров, которые устанавливаются градостроительным регламентом. Так, в Определении от 31 мая 2021 г. N 16-КГ16-18 Верховным Судом РФ было указано на невозможность выдела доли земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, на котором расположен жилой дом, по причине того, что образуемые при таком выделе земельные участки не соответствуют предельным минимальным размерам земельных участков, установленных градостроительным регламентом.

Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется <1>, а также градостроительные регламенты для которых не устанавливаются <2>, должны определяться в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами <3>. Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ <4> в соответствии с требованиями земельного законодательства.
———————————
<1> Согласно ч
. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых.

<2> В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

<3> До настоящего времени такие федеральные законы не приняты. Попыткой комплексного урегулирования вопросов использования земельных участков, на которых действие градостроительного регламента не распространяется, а также для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, является внесенный Правительством РФ в Государственную Думу проект Федерального закона N 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» (Официальный сайт Государственной Думы duma.gov.ru).

<4> Например, в соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 12 июня 2021 г. N 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2 гектара.

В отдельных случаях предельные размеры образуемых земельных участков устанавливаются напрямую федеральным законом. Так, в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2021 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, площадь которого не превышает одного гектара.

Согласно п. 28 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2021 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Границы муниципальных образований и границы населенных пунктов отражаются в генеральных планах поселений, городских округов, схемах территориального планирования муниципальных районов (п. 1 ч. 6 ст. 19, п. 2 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2021 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, об установлении или изменении границ населенного пункта. При поступлении в орган государственного кадастрового учета сведений о границах муниципальных образований и границах населенных пунктов такие сведения отражаются на публичных кадастровых картах, которые предназначены для использования неограниченным кругом лиц <1>.
———————————
<1> См.: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 марта 2021 г
. N 145 «Об утверждении состава сведений, содержащихся в кадастровых картах» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 25).

Таким образом, опираясь на сведения государственного кадастра недвижимости о границах муниципальных образований и границах населенных пунктов, орган государственного кадастрового учета проверяет соответствие образуемого или измененного земельного участка требованиям ЗК РФ в части недопустимости пересечения таких границ с границами земельного участка.

Следуя принципу единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), законодатель установил запрет на образование земельных участков в случае, если это приводит к невозможности использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Так, например, невозможно осуществить раздел земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, поскольку в соответствии со ст. 36 ЖК РФ такой земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в таком многоквартирном доме.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2021 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета). В этой связи необходимость обеспечения доступа к земельному участку также является одним из необходимых условий, соблюдение которых обязательно при образовании земельного участка.

Раздел, перераспределение или выдел земельных участков также не может быть осуществлен, если образуемые в результате этого земельные участки нельзя будет использовать в соответствии с их разрешенным использованием ввиду наличия установленных обременений (ограничений).

Так, широко распространенным случаем на практике является нахождение земельного участка в охранной или санитарно-защитной зоне, в том числе когда в такой зоне находится не весь земельный участок, а его часть.

Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2021 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» <1> в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 2021 вольт, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
———————————
<1> СЗ РФ
. 2009. N 10. Ст. 1220.

Таким образом, если в вышеупомянутой охранной зоне находится часть земельного участка, предназначенного для строительства, например, гаража, то при образовании такой части в виде самостоятельного земельного участка размещение гаража на этой части земельного участка будет противоречить правовому режиму, установленному для этой охранной зоны. В связи с этим образование земельного участка подобным образом не допускается.

Понятия вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы в ЗК РФ не раскрываются, в связи чем на практике участникам земельных отношений и органам кадастрового учета зачастую достаточно сложно установить, характеризуется ли образуемый земельный участок такими признаками. Однако эти понятия имеют исторические корни. В частности, термины «чересполосица» и «вклинивание» ранее использовались в законодательстве советского периода <1>.
———————————
<1> См., например: Постановление Совета Министров РСФСР от 23 марта 2021 г. N 286 «О мерах по улучшению землеустройства, введения и освоения правильных севооборотов в колхозах и совхозах» (СП РСФСР. 1966. N 11. Ст. 51), ст. 59 ЗК РСФСР (Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768). В Постановлении ЦИК СССР, СНК СССР от 3 сентября 2021 г. N 2021 «О создании устойчивого землепользования колхозов» (СЗ СССР. 1932. N 66. Ст. 388) чересполосица названа «бичом единоличного хозяйства».

Образование земельных участков должно осуществляться с учетом территориальных зон, установленных при градостроительном зонировании, а также границ лесничеств и лесопарков. Пересечение границ земельного участка и границ территориальной зоны является основанием для приостановления государственного кадастрового учета земельного участка (п. 6 ч. 2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Недопустимость пересечения границ земельных участков с границами лесничеств и лесопарков объясняется тем, что последние в соответствии со ст. 23 ЛК РФ являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2021 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы образуемого земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких территориальных зон, лесничеств, лесопарков в документе, на основании которого внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости, или случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов и иных случаев, установленных федеральным законом.

Образование земельных участков для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов являются объективными исключениями из общих правил. Такие исключения сформулированы законодателем исходя из того, что участки недр являются самостоятельным объектом недвижимости (ст. 130 ГК) и образование земельного участка в данном случае осуществляется только в целях обеспечения доступа к участку недр, а также специфики линейных объектов, которые могут иметь длительную протяженность с сопутствующим пересечением не только территориальных зон, но и границ муниципальных образований, границ субъектов РФ (например, автомобильные дороги федерального значения, магистральные газопроводы и т.д.) и объектов, режим использования которых определяется исходя из особенностей, предусмотренных водным законодательством.

О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области

(с изменениями на 12 марта 2021 года)

(утратил силу с 24.04.2021 на основании Закона Московской области от 22.04.2021 N 63/2021-ОЗ)

О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области

(с изменениями на 12 марта 2021 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 апреля 2021 года на основании
Закона Московской области от 22 апреля 2021 года N 63/2021-ОЗ
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 3 октября 2021 года N 163/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.10.2017);
Законом Московской области от 27 декабря 2021 года N 252/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.12.2017);
Законом Московской области от 12 марта 2021 года N 20/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 14.03.2018).
____________________________________________________________________

Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 28 мая 2021 года N 3/59-П

Настоящий Закон устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Московской области применительно к муниципальным образованиям Московской области, в которых правила землепользования и застройки не утверждены.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 15 марта 2021 года Законом Московской области от 12 марта 2021 года N 20/2018-ОЗ.

Статья 1. Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

Установить минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

абзац утратил силу с 9 января 2021 года — Закон Московской области от 27 декабря 2021 года N 252/2017-ОЗ;

садоводства — 0,06 га;

огородничества — 0,04 га;

дачного хозяйства — 0,06 га.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2021 года Законом Московской области от 12 марта 2021 года N 20/2018-ОЗ.

Статья 2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

Установить максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

абзац утратил силу с 9 января 2021 года — Закон Московской области от 27 декабря 2021 года N 252/2017-ОЗ;

садоводства — 0,15 га;

огородничества — 0,10 га;

дачного хозяйства — 0,25 га.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2021 года Законом Московской области от 12 марта 2021 года N 20/2018-ОЗ.

Статья 3. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон применяется в случаях, если федеральными законами или законами Московской области не установлены иные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.

2. В случае, если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона ниже предельного минимального размера, либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.

3. Часть утратила силу с 10 октября 2021 года — Закон Московской области от 3 октября 2021 года N 163/2017-ОЗ..

4. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

5. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу решение малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 16.12.92 N4/28 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области».

Губернатор
Московской области

17 июня 2021 года
N 63/2003-ОЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Название документа: О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области

(с изменениями на 12 марта 2021 года)

(утратил силу с 24.04.2021 на основании Закона Московской области от 22.04.2021 N 63/2021-ОЗ)

Номер документа: 63/2003-ОЗ
Вид документа: Закон Московской области
Принявший орган: Московская областная Дума
Статус: Недействующий
Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 17 июня 2003
Дата окончания действия: 24 апреля 2021
Дата редакции: 12 марта 2018

  • Нормы, правила, стандарты и законодательство по техрегулированию
  • Типовая проектная документация
  • Технологические описания оборудования и материалов

Важные документы

  • ТТК, ППР, КТП
  • Классификаторы
  • Комментарии, статьи, консультации
  • Картотека международных стандартов: ASTM, API, ASME, ISO, DNV, DIN, IP

  • Федеральное законодательство
  • Региональное законодательство
  • Образцы документов
  • Все формы отчетности
  • Законодательство в вопросах и ответах

Важные документы

  • Международное право
  • Судебная практика
  • Комментарии, статьи, консультации
  • Справки
  • Зарубежные и международные стандарты
  • Профессиональная справочная система «Реформа технического регулирования»
  • Профессиональные справочные системы «Техэксперт»
  • Профессиональные справочные системы «Кодекс»

Комментарий к Ст. 38 Градостроительного кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи необходимо рассматривать в контексте земельного законодательства, поскольку ст.33 ЗК РФ также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков в целях определения размера их предоставления впервые гражданам из государственной или муниципальной собственности. При приватизации земельных участков в порядке ст. 20-21 ЗК РФ указанная норма не подлежит применению. Такой вывод получал свое подтверждение и в правовых позициях Конституционного Суда РФ.

Указанные выше нормы ЗК РФ об установлении предельных размеров предоставляемых земельных участков из государственной или муниципальной собственности в свете комментируемой статьи следует понимать следующим образом. Ранее для юридических лиц, возводящих промышленные объекты, многоквартирные дома либо иные объекты капитального строительства не устанавливались на законодательном уровне принципы определения размеров таких земельных участков. Данный вопрос решался в соответствии с процедурой предварительного согласования мест размещения объектов и проектной документацией.

Применительно к размеру земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, соответствующие предельные размеры земельных участков определялись законами субъектов РФ, а размеры земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – муниципальными правовыми актами.

С принятием ГрК РФ процедура определения максимальных и минимальных параметров и размеров изменилась хотя бы потому, что кодекс объединил определение предельных размеров земельных участков и параметров капитального строительства в единый комплекс. Теперь данные требования будут содержаться не в разрозненных нормативно-правовых актах разного уровня и юридической силы, а в градостроительном регламенте, входящим составной частью в правила землепользования и застройки. В свою очередь, правила землепользования и застройки должны разрабатываться с учетом положений, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому именно градостроительным регламентом и будут определены предельные размеры земельных участков и параметры строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Не смотря на это, земельное нормирование как таковое, безусловно, не исчезнет, но его сфера действия изменится. Сохранится в неизменном виде, например, земельно-правовое нормирование предельных размеров земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч.6 ст.36 ГрК РФ). Применительно же к другим предельным размерам, деятельность органов местного самоуправления будет скорректирована следующим образом. Если, например, градостроительным регламентом для соответствующей зоны малоэтажного строительства в поселении (сельском муниципальном образовании) предусмотрен минимальный размер земельного участка 0,06 га, а максимальный размер 0,15 га, то орган местного самоуправления в порядке ст.33 ЗК РФ может установить, например, что из муниципальной собственности в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки за плату в размере 10 соток, а бесплатно – от 6 до 8 соток.

Как следует из ч.8 ст.36 ГрК РФ, если предельные размеры уже существующих земельных участков либо объектов капитального строительства не соответствуют градостроительному регламенту, то они сохраняются бессрочно, кроме случаев, когда использование таких участков и объектов опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

2. Наряду с предельными размерами земельных участков, комментируемая статья определяет и предельные параметры и виды размещения объектов недвижимости. Это означает, что в каждой территориальной зоне (или даже подзоне) определяются минимальные отступы от границ земельного участка (например, не менее 2 метров для малоэтажного жилого дома), предельное количество этажей или высота объекта (не выше 6 метров или максимум три этажа) и максимальный процент застройки площади земельного участка (например, должно быть застроено не более 75 % или ¾ от общей площади земельного участка).

Прогрессивность данного подхода к определению параметров и видов застройки земельного участка очевидна. Теперь гражданину либо юридическому лицу нет необходимости согласовывать с органом публичной власти все параметры застройки, поскольку он получает возможность выбрать их самостоятельно. Например, в вышеприведенном случае, гражданин сам вправе определить, что его индивидуальный жилой дом в зоне застройки малоэтажными жилыми домами будет включать два этажа, отступ от границы земельного участка будет составлять 4 метра, а максимальный процент застройки земельного участка составит 57 %. Такой выбор является правомерным и не будет зависеть от чьего-то «усмотрения».

3. Поскольку с крупных муниципальных образованиях (городских округах) могут существовать одинаковые территориальные зоны (например, в городе может быть не одна, а несколько зон застройки среднеэтажными домами или зон застройки индивидуальными жилыми домами), то предельные размеры земельных участков либо параметры разрешенного строительства (реконструкции) в каждой такой зоне могут различаться в силу исторических, архитектурных и иных традиций застройки отдельно взятого населенного пункта, в связи с чем все вышеуказанные показатели будут естественным образом варьироваться.

Поэтому совершенно оправдано ч.3 комментируемой статьи определяет, что в пределах любой территориальной зоны могут быть установлены подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (то есть для них будет установлен одинаковый правовой режим). Однако для каждой такой подзоны будут различаться предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства (реконструкции). Следовательно, если в пределах городского округа установлено три подзоны застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с определенными видами разрешенного использования, то допустимо закрепление для каждой из них различных параметров минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка.

Другой комментарий к Статье 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Как устанавливаются минимальные и максимальные размеры

Земельное законодательство подвергалось многочисленным изменениям с момента утверждения положений ЗК РФ. В соответствии с действительными на данный момент нормативными позициями предельные размеры земельных участков утверждаются градостроительным регламентом. Особенности документов подобного характера таковы:

  • их разработка осуществляется с учетом правил пользования наделами и застройками городских образований с обязательным заверением представительным ведомством местной администрации. В содержании ГР указываются ссылки на иные муниципальные нормативные акты, в которых также прописаны особенности определения минимальных и максимальных значений для участков;
  • по предусмотренным нормативам земля выделяется под различные типы строительных работ, что подразумевает назначение уникальных показателей для каждой отдельной категории;
  • в соответствии с особенностями зонирования территории региона власти субъекта утверждают собственные параметры. К примеру, минимальная площадь участка под ИЖС в Московской области будет различаться с аналогичной характеристикой, которая определяется в пределах Архангельской области.

Комментарии

    Отзывов нет. Будьте первым!

Мы используем cookie. Для улучшения качества и удобства сайта мы анализируем взаимодествие посетителей с сайтом. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями использования cookie.

Каким должен быть минимальный размер ИЖС дополнительно в видео:

Когда актуально использование предельных значений

Минимальный размер земельного участка и допустимый максимум применимы в следующих ситуациях:

  • выделение надела из государственных и муниципальных земель;
  • разрешение спорных моментов, связанных с разделом участков;
  • разрешение спорных моментов, связанных с перераспределением участков;
  • предоставление муниципальных или государственных органов власти юридическим или физическим лицам наделов в аренду или в полную собственность;
  • преобразование неиспользуемой земельной доли в отдельный участок;
  • выдел ЗУ из состава сельскохозяйственных угодий в качестве доли в праве совместной собственности с учетом возможности отдельного функционирования выделенной части.

В иных случаях, определенных земельным законодательством и связанных в первую очередь с выделом участка из общей собственности.

Чаще всего, размер земельного участка определяется в каждом случае отдельно

От чего зависят значения для участков под индивидуальное жилищное строительство

Нормы сопредельных границ устанавливаются с учетом:

  • требований по эксплуатации земельных ресурсов;
  • положений СниПов;
  • правил застройки территорий.

На заметку! Чтобы запланированный объект жилой недвижимости не противоречил нормам безопасности и не представлял угрозы и дискомфорта для лиц, расположенных по соседству, его строительство должно быть выполнено строго с соблюдением ограничений, касающихся расстояния от границы надела до соседнего объекта жилой недвижимости: 8, 12, 15 метров – зависит от используемых строительных материалов.

При сооружении построек на участке нужно придерживаться определенных норм при расположении их к друг другу на своем участке и по отношению к постройкам соседа

То есть дополнительно предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков зависят от следующих позиций:

  • количество наделов, располагающихся в непосредственной близости друг к другу;
  • зона размещения участков;
  • показатели экономического развития населенного пункта, к которому отнесена земля, а также региона, на территории которого располагается НП;
  • спрос на недвижимость в данной местности.

Средняя величина наделов под строительство на территории Российской Федерации приравнивается к отметке в 300 квадратных метров. Однако в отдельных регионах размер может быть в 2 или 3 раза больше.

К примеру, минимальная площадь земельного участка под ИЖС в Московской области составляет 800 квадратных метров, что считается вполне обоснованным, так как наделы в данном субъекте располагаются близко, спрос велик, а зона размещения участков строго ограничена.

Размеры земельных наделов

Закон устанавливает предельную величину участков, которые могут быть получены у муниципалитета. Ограничение предусмотрено минимальной и максимальной величины. Оно зависит от назначения земельного надела.

Важно! Ограничения установлены исключительно при предоставлении участков на безвозмездной основе или в аренду на длительный срок. Если гражданин желает приобрести землю в собственность, то размер наделов не ограничивается.

 Показатель застройки, которые влияют на предельный размер участка:

  • минимальная и максимальная высота строения или количество этажей;
  • процент застройки (рассчитывается исходя из застроенной площади к общей площади земельного надела);
  • величина отступов, которые не подлежат застройке.

Предельные размеры участков в различных муниципальных образованиях

Так как ответственность за установку предельных размеров земельных участков возложена на местные власти, то в зависимости от муниципального образования величина может значительно различаться.

Установление различных нормативов обуславливается следующими причинами:

  • соотношение свободных и занятых участков;
  • плотность населения;
  • численность жителей;
  • перспективы и направления использования земель;
  • востребованность наделов определенного назначения и другие.

На какие участки предельные нормы не распространяются?

Нормативы применяются к определенным земельным участка. Закон предусматривает перечень земель, на которые нормы не распространяются:

  • выкупаемые из муниципальной или государственной собственности;
  • предназначенные для расположения объектов государственных и муниципальных предприятий.

Основным условием является целевое использование надела. Перечень объектов, которые могут располагаться на таких участках:

  • автомобильные дороги;
  • муниципальные объекты электроснабжения, водоснабжения, отопления;
  • федеральные и региональные объекты транспорта и путей сообщения;
  • федеральные и региональные электрические системы.

Кроме того, закон устанавливает понятие неделимых наделов. Под неделимыми понимаются земли, площадь которых меньше установленного минимального предела в определенном муниципальном образовании.

Для чего нужны ППЗ

Нормативное регулирование размеров земельных участков закреплено:

  • в Земельном кодексе;
  • в Градостроительном кодексе;
  • в ппз (правилах землепользования и застройки).

Нарушение нормативов предельных размеров участков влечет невозможность их государственной регистрации. Таким образом, у владельца не возникает право собственности на объект.

Правила землепользования и застройки устанавливаются местными органами власти. Они включают градостроительный регламент, который регулирует предельные размеры участков и виды разрешенной эксплуатации земли.

Предельная величина относится к обязательным нормам. Способы применения:

  • образование нового участка;
  • выдел участка из состава государственных и муниципальных земель;
  • раздел частного земельного надела.

Площадь не соответствует установленным нормативам

Закон запрещает государственную регистрацию объекта, если он не соответствует установленным нормативам. Величина не может быть меньше или больше определенной ППЗ, для конкретного вида земельных наделов и необходимого способа использования.

При этом имеет значение не только фактическая величина участка, но и размер избыточной части. Максимальная величина избытка не может превышать 10%. Если лишняя часть более установленного норматива, то гражданину придется выкупать остаток у муниципального образования.

Различия норм для различных видов земель

ППЗ различных муниципалитетов устанавливает минимальная и максимальная величина наделов земли, в зависимости:

  • от назначения участка;
  • норм для одной семьи;
  • норм для одного подсобного хозяйства.

ППЗ, установленные муниципалитетом, не должны противоречить нормам федерального и регионального земельного законодательства.

Для жилищного строительства

Нормативы для ижс устанавливаются с учетом:

  • правил застройки;
  • правил эксплуатации участков;
  • строительных норм и правил.

Важность минимального размера участка под застройку обуславливается опасностью для жителей соседних земель от возведенного объекта. Поэтому жилой дом не может строиться ближе определенной границы. Она зависит от материалов, которые используются при строительстве. Граница может составлять от 8 до 15 метров от границы надела.

Чтобы все требования по размещению объектов могли выполняться, величина должна формироваться с учетом данных:

  • об экономическом развитии муниципального образования;
  • о покупательском спросе на такие объекты;
  • о количестве участков;
  • о зоне размещения объектов.

Перед получением участка целесообразно уточнить нормативы в местной администрации.

 Для подсобного хозяйства и садоводства

Пределы земли для лпх различаются в зависимости от назначения. Нормативы устанавливаются отдельно для дачного строительства и для фермерского хозяйства.

В среднем по федеральному законодательству минимальный размер составляет 6 соток. Максимальный не должен превышать 0,15 га.

Важно! Если муниципальное образование испытывает недостаток такого вида земель, то нормативы могут уменьшаться.

Наделы сельскохозяйственного назначения

Нормативы для сельскохозяйственных земель устанавливаются для того, чтобы избежать нецелевого использования надела.

Минимальный размер устанавливается на усмотрение муниципалитета. Величина максимальной величины ограничена федеральным законодательством. Она не может превышать 10% от всех сельскохозяйственных земель муниципального образования.

Ответственность за определение минимальной и максимальной величины участков возлагается на местные власти. Однако нормативы должны формироваться, основываясь на нормах федерального законодательства. Они различаются в зависимости от назначения земель.

Уважаемые читатели!

Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — задайте вопрос юристу через форму (внизу), либо через онлайн-чат или закажите обратный звонок через форму онлайн-консультанта и дежурный юрист сам перезвонит вам.

Это быстро и бесплатно!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: