Здравствуй! В этой статье мы обсудим тему Условно-разрешенный вид использования. Все вопросы можете сразу писать в форму обратной связи! Надеемся, что мы сможем помочь
Что такое условно-разрешенный вид использования земельного участка
Название типа говорит само за себя: применение данного ВРИ возможно лишь при определенный условиях. Его необходимо согласовывать с Комиссией по землепользованию и застройке.
Основной ВРИ закон позволяет заменять условно-разрешенным лишь в некоторых случаях. При этом не должно возникать серьезных противопоставлений между ними. Например, на участке можно разместить офисное здание или временную торговую точку.
Условно-разрешенные типы ВРИ подразделяются на следующие группы:
- Индивидуальные жилые дома, размеры которых выходят за рамки разрешенных для данной зоны;
- Спортзалы;
- Бассейны для плавания;
- ФАП, травмпункт, больница;
- Административные здания;
- Офисы организаций;
- Парковки временного или постоянного типа;
- Временные торговые точки.
Какие именно виды из перечисленных выше разрешены в данном районе, указано в регламентной документации на нее. Для применения конкретного направления к указанному участку земли, необходимо пройти определенную процедуру.
Сначала нужно согласовать это с Управлением по землепользованию и застройке, пройти процедуру публичных слушаний. На них приглашаются все заинтересованные лица (чиновники, жители, представители организаций и пр.), которые выражают свое отношение к данной инициативе.
Для чего нужен условно-разрешенный вид использования земельного участка
За каждым объектом недвижимости закрепляется свой перечень условно-разрешенных видов использования. Это делается для того, чтобы обозначить полный список вариантов его эксплуатации.
Условно-разрешенный вид использования надела позволяет или запрещает определенные строительные работы по возведению конкретных типов зданий.
Помимо данной характеристики, на возможности владельца в выборе объекта влияют и строительные регламенты, действующие на территории данного города или района.
Земли населенных пунктов предназначаются для организации на их территории поселков, городов и деревень (ст. 84 ЗК России).
От того, где находятся наделы, зависит и их разрешенное использование.
Законодательство РФ делит все земли на 8 зон:
- Жилые дома;
- Общественно-деловая застройка (магазины, офисы, спортивные сооружения);
- Сельское хозяйство (садоводческие и огороднические кооперативы, фермерские хозяйства, дачные участки и пр.);
- Рекреационная зона (лесные массивы, городские парки, водоемы и пр.);
- Территории, ценные с точки зрения науки, истории, оздоровления и др.;
- Особые зоны, на которых располагаются кладбища и полигоны с бытовыми отходами;
- Иные земли, выделенные согласно местным особенностям для строительства капитальных зданий и сооружений;
- Охраняемые и военные объекты.
Стройплощадка, на которой ведутся работы по возведению здания, огораживается в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Территории, расположенные под населенными пунктами, подразделяются на так называемые функциональные зоны. Для них генплан устанавливает определенные рамки возводимых сооружений.
Примеры ограничений:
- Функциональная принадлежность возведенных конкретных зданий в границах города или деревни;
- Разновидности образований по функциям и планам, возведенных в конкретной обозначенной зоне;
- Иные характеристики для выделенной зоны, а также возможности ее дальнейшего развития (жилой сектор, промзона или рекреационная территория).
Функциональные зоны созданы с целью разделения земель под населенным пунктом, в зависимости от типа ее дальнейшего использования. Конечная цель данного мероприятия – рациональное использование территории с учетом особенностей места и интересов жителей.
Как получить условно-разрешенный вид использования земельного участка
Владелец надела, считающий, что основной ВРИ его недвижимости не позволяет эффективно его использовать, вправе инициировать процесс получения разрешения применить условно-разрешенный вид использования территории.
Градостроительный кодекс России регламентирует процедуру предоставления условно-разрешенного вида:
- Собственник участка земли или другой недвижимости, который желает сменить ВРИ на условно-разрешенный, пишет заявление. Бумагу направляет в специально сформированный для этих целей орган при местной администрации. Чиновники рассматривают заявление и организуют проведение публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом. На мероприятие приглашаются все заинтересованные лица, которые получают возможность высказать замечания и предложения относительно смены ВРИ конкретного объекта на условно-разрешенный. После этого орган готовит заключение, составленное по результатам публичных слушаний;
- Этот документ является основанием для предоставления собственнику земельного участка или объекта капитального строительства разрешения на смену ВРИ или отказа. В последнем случае, ответ должен быть мотивированным и аргументированным. Основания, послужившие препятствием для смены, указываются в документе. Готовые рекомендации передаются главе местной администрации на подпись;
- Рассмотрев доводы, указанные в рекомендательной бумаге от специального органа, глава органа местного самоуправления предоставляет разрешения на применение условно-разрешенного вида использования земельного участка или здания, или отказывает в этом;
- Местная власть наделена правом предоставления отдельным объектам недвижимости такого статуса. Администрация не обязана по первому требованию собственника давать согласие на такую смену ВРИ. Положительное решение органа местного самоуправления фиксируется документально и направляется в Росреестр для фиксации изменений в ЕГРН и ГКН.
Собственник объекта недвижимости, после получения условно-разрешенного вида использования, получает возможность на законных основаниях использовать его для обозначенных целей.
Наиболее важный момент заключается в грамотно составленном обосновании, которое включается в текст заявления на предоставление права сменить ВРИ на условно-разрешенный.
Обязательно укажите важность и необходимость объекта для жителей населенного пункта и развития инфраструктуры. От этого зависит результат общественных слушаний, на которые будет опираться глава администрации при принятии решения.
Образец заявления, которое подается собственником с целью смены ВРИ на условно-разрешенный.
Длительность процедуры зависит от множества факторов. В среднем, окончательный результат будет готов по истечении трех-шести месяцев с дня подачи соответствующего заявления.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!
Поделиться:
Бесплатная консультация адвоката
Перечень ВРИ
Ознакомиться с ним можно, если посмотреть на приказ Минэкономразвития от 2022 года под N540. Его ввели в действие для того чтобы определить все ВРИ земли в РФ. Ранее, отнесение ВРИ к конкретной земле, лежало на плечах местных органов власти. Иными словами, это была их исключительная компетенция. Не вдаваясь в вопросы коррупционной составляющей, это положение усугублялось тем, что местные органы власти по своему усмотрению классифицировали земельные наделы. Это приводило к неразберихе: в одном регионе застройщик получал право на возведение домов, в другом – ему запрещали делать это, при условии, что земля была отнесена к одному и тому же виду разрешенного использования. Для того чтобы устранить этот пробел, ввели единый перечень земель. Но решение за органами местной власти оставили.
Как получить разрешение на смену ВРИ или возможность осуществлять на участке какую-либо деятельность?
Для того чтобы обратиться за использованием земли, необходимо написать заявление. В нем обосновать, почему именно эта земля необходима под определенную деятельность. Поскольку она относится к условному ВРИ, создается комиссия, которая уполномочена рассматривать такие вопросы. Комиссия действует по строгому регламенту.
Далее, организуются публичные слушания. После поступившего в комиссию заявления, они организуются и доступны всем слушателям. Комиссия размещает в СМИ данные о том, когда они будут проводиться, время, место, сведения о лице, которое запрашивает разрешение на использование земельного надела. Кроме того, публикуются и сведения о самой земле, ВРИ. Владельцам смежных участков, которые находятся по соседству с участком, заинтересовавшим заявителя, через почту направляются уведомления о том, что будут проходить слушания. На них проводится беседа с соседями, неравнодушными гражданами. Они вправе высказать свои идеи, одобрения или несогласия с тем, как планирует использовать земельный надел обратившийся в комиссию заявитель. Итогом слушаний является голосование. По его результату возможно возникновение только двух решений: согласие на предоставление земельного надела или отказ в этом действии. Заключение о результатах обсуждается в СМИ.
Интересный момент состоит в том, что результаты слушаний обсуждаются комиссией. Конечно, она принимает во внимании доводы населения. Но целесообразность построек на той или иной территории превыше всего. Сам заявитель, чтобы косвенно не повлиять на мнение членов комиссии, не допускается на это обсуждение.
После обсуждения вопроса комиссией, решение выносит Глава муниципалитета. Закон отдает ему срок в 3 дня. Решение, порой, бывают достаточно сложными. Для Главы муниципалитета мнение население не может быть решающим. Он обязан к нему прислушиваться, но в законе отсутствует норма о том, что он следует мнениям и беспрекословно подчиняется им.
В результате внесенного решения существует два варианта дальнейшего развития событий:
- Заявитель дали «добро» на то, чтобы он использовал земельный надел. Его ВРИ не меняется на основной, поэтому он обязан подчиняться требованиям условно-разрешенного.
- Заявителю отказали в предоставлении участка.
Глава муниципалитета оформляет свое решение не только в письменном виде. Ему присваивается статус нормативного акта, изданного местным органом власти. Это Постановление, которое публикуется в СМИ.
Процедура получения разрешения на освоение участка, относящегося к у4словно-разрешенному виду использования, сложна, длительна, требует много сил и времени. Кроме того, деятельного участия заявителя на всех этапах прохождения получения разрешения.
В яде случаев собственники участка хотят сменить ВРИ с основного на условно-разрешенный. В любом случае, процедура одна. Это написание соответствующего заявления, а также направление бумаги в местную администрацию. Чиновники рассматривают поступившее от владельца заявления. Закон не требует от них немедленного ответа, поэтому процедура затянута во времени. Они организуют слушания, информацию о них размещают в СМИ.
Если администрация дает положительный ответ заявителям на смену ВРИ или разрешение что-либо построить на этой земле, то все изменения, происходящие с наделом на территории, должны быть зафиксированы соответствующим образом. По закону, все они отражаются в ЕГРН. И местная администрация при положительном ответе на заявление от заинтересованного лица, самостоятельно направляет в Росреестр данные об изменениях характеристик земельного надела.
Обычно заявителями выступают лица, собственники земельного надела, считающие, что имеющийся у них вид ВРИ не дозволяет им эффективно использовать принадлежащую территорию. Причем, случаи могут быть разными. Например, человек владеет большой территорией земли. При ее разделе в результате оформления купли-продажи, он решил оставшиеся гектары использовать более эффективно. Но стоит помнить, что участок в этой ситуации оформляется заново, с внесением изменений, как в его границы (нужно межевание), так и в сведения о собственнике.
Либо лица, которым приглянулась земля, они хотели бы на ней что-либо выстроить, но для этой работы им необходимо получить соответствующее разрешение, выполнив ряд условий.
Отказ в условно-разрешенном использовании
Причины, по которым в изменении ВРИ земельного участка может быть отказано:
- На участке имеется самозастрой.
- Поступили возражения в ходе публичных слушаний.
- Предельные параметры для запрашиваемого назначения не соответствуют площади участка.
- Участок предоставлен в аренду государственными или муниципальными органами для определенного вида разрешенного использования. Кстати, позиция суда по этому пункту также такова: не допускается менять назначение земли, находящейся в собственности публично-правовых образований. Считается, что таким образом арендаторы пытаются обойти процедуру торгов.
Существуют и другие причины для отказа, на усмотрение местной администрации. В законе не содержится закрытого перечня оснований для отказа. Уполномоченная организация может обосновать отрицательное решение любым аргументом о нецелесообразности такого предоставления.
Как проверить статус земельного участка
Вид разрешенного использования земельного участка
Порядок определения вида разрешенного использования земельного участка зависит от того, есть ли на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка утвержденные правила землепользования и застройки (ПЗЗ).
По общему правилу, виды разрешенного использования, которые могут быть установлены конкретному земельному участку, закреплены в правилах землепользования и застройки, принятых для соответствующей территории.
При этом, градостроительным регламентом земельного участка могут быть предусмотрены виды разрешенного использования трех типов:
- основные виды разрешенного использования – это те виды, которые могут быть установлены для земельного участка его собственником без дополнительных разрешений и согласований каких-либо публичных органов;
- условно разрешенные виды разрешенного использования – это те виды использования, которые могут быть установлены для земельного участка только после прохождения специальной публичной процедуры и получения отдельного разрешения;
- вспомогательные виды разрешенного использования – это виды использования, устанавливаемые в дополнение к основным или условно разрешенным, которые, как правило (но не всегда), направлены на «обслуживание» основного вида использования.
Основные виды разрешенного использования
Установленные градостроительным регламентом земельного участка основные виды разрешенного использования – это, как правило, виды, которые определяют содержание регулирования в соответствующей территориальной зоне.
Так, в производственной территориальной зоне в качестве основных видов разрешенного использования могут быть предусмотрены «Производственная деятельность», «Склады» и «Транспорт», в то время как «Общественное питание» (для размещения столовых при предприятиях) и «Спорт» (ФОКи и спортивные площадки для отдыха работников) могут быть учтены в качестве вспомогательных или условно разрешенных видов.
В случае, если градостроительный регламент земельного участка содержит основной вид разрешенного использования, который соответствует перспективной деятельности собственника участка, собственник вправе уведомить уполномоченный орган о выборе данного ВРИ без дополнительных разрешений и согласований.
Основные виды разрешенного использования в ПЗЗ г. Москвы и ПЗЗ в Московской области имеют свою существенную специфику.
Так, многие земельные участки в соответствии с ПЗЗ г. Москвы не имеют полноценного перечня основных видов разрешенного использования.
Градостроительный регламент остальных земельных участков, как правило, состоит из 2-3 основных ВРИ, среди которых может не оказаться видов разрешенного использования, необходимых для ведения на земельном участке полноценной предпринимательской деятельности (так, например, для многих производственных участков ПЗЗ г. Москвы не предусматривают возможности размещения складов). Возможным выходом в данной ситуации является установление участку вспомогательных видов разрешенного использования или изменение ПЗЗ в части градостроительного регламента участка.
Правила землепользования и застройки Московской области, как правило, предусматривают полноценное регулирование порядка определения основных видов разрешенного использования для всех земельных участков с установленными градостроительными регламентами.
Вместе с тем, и в случае с участками в Московской области региональное градостроительное регулирование может порождать отдельные вопросы, решение которых потребует привлечения квалифицированных специалистов.
Специалисты Правового центра ДВА М помогут определить вид разрешенного использования земельного участка, который является наиболее рентабельным для осуществления планируемой на земельном участке деятельности, а также установят данный вид в отношении Вашего участка, в том числе, в рамках процедуры изменения Правил землепользования и застройки.
Условно разрешенные виды разрешенного использования
Помимо установленных земельному участку основных видов разрешенного использования, градостроительный регламент земельного участка, как правило, содержит информацию об условно разрешенных видах использования участков.
При этом для ряда территориальных зон, обозначенных в ПЗЗ, в частности, для земель сельхозназначения, условно разрешенные виды использования предоставляют широкие возможности как для размещения коммерчески ценных объектов, не предусмотренных ни основными, ни вспомогательными видами использования: производственно-складских объектов, магазинов, гостиниц, домиков для отдыха, объектов развлекательного характера. Таким образом условно разрешенные виды могут обеспечить для осуществления полноценной производственной и иной предпринимательской деятельности на, казалось бы, непредназначенной для этого земле.
В отличие от основных ВРИ, условно разрешенные виды использования, не могут быть выбраны землепользователем самостоятельно; чтобы установить такой вид использования земельному участку, требуется получение специального разрешения.
Разрешение на условно разрешенный вид использования принимается в порядке, который в общих чертах сходен с изменением ПЗЗ: заявка на получение разрешения направляется в тот же уполномоченный орган, который запрашивает одобрение согласующих органов на выдачу разрешения, а также проводит публичные слушания по данному вопросу. В большинстве случаев для получения разрешения требуется представить предпроектные проработки планируемого объекта, соответствующего условно разрешенному виду использования.
Однако в отличие от изменения ПЗЗ, которое по большому счету зависит от усмотрения уполномоченного или одного из согласующих органов, в случае с установлением условно разрешенного ВРИ возможно эффективное понуждение уполномоченного органа к предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования (в т.ч. в судебном порядке). Немотивированный отказ в выдаче разрешения на условно разрешенный вид не допускается, а основания отказа жёстко регламентированы законом.
Следует отметить, что градостроительное регулирование порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования в Москве и Московской области существенно отличается, при этом подобные виды использования ПЗЗ г. Москвы практически не установлены.
В связи с указанным, вопрос получения разрешения на условно разрешенный вид использования является весьма актуальным для правообладателей земли в Московской области.
Установление условно разрешенного вида использования для участка в Московской области может быть гораздо более эффективной и менее затратной процедурой по сравнению с изменением ПЗЗ.
Правовой центр ДВА М оказывает услуги по получению разрешения на условно разрешенный вид использования для земельных участков и объектов капитального строительства. После тщательного анализа Вашей правовой ситуации наши специалисты помогут Вам выбрать желаемый вид разрешенного использования, а также осуществят сопровождение всех необходимых процедур от направления документов до получения положительного результата.
Вспомогательные виды разрешенного использования
Вспомогательные виды разрешенного использования устанавливаются в дополнение к основным или условно разрешенным видам разрешенного использования; таким образом, вспомогательный ВРИ не может быть единственным видом разрешенного использования, который установлен земельному участку.
Чтобы иметь возможность использовать земельный участок в соответствии с назначением, предусмотренным вспомогательным видом разрешенного использования, правообладатель участка должен внести данный ВРИ в единый государственный реестр недвижимости.
Для этого правообладатель участка обращается в уполномоченный орган с уведомлением о выборе одного из вспомогательных ВРИ, предусмотренных градостроительным регламентом его земельного участка.
Если Вы заинтересованы в установлении вспомогательного ВРИ своему земельному участку, необходимо принимать во внимание, что установление вспомогательных видов может вести к увеличению кадастровой стоимости участка.
Следует отметить существенную специфику применения вспомогательных видов разрешенного использования, которая установлена Правилами землепользования и застройки г. Москвы.
Так, в г. Москве широкий перечень вспомогательных видов разрешенного использования установлен практически всем территориальным зонам, допускающим застройку. В том числе для большинства застроенных участков в качестве вспомогательных предусмотрены такие коммерчески ценные виды как торговля, размещение различных видов офисов и т.д. Вместе с тем, совокупная общая площадь объектов, размещенных в рамках вспомогательного вида разрешенного использования, не может превышать 25% общей (поэтажной) площади всех капитальных строений, расположенных на земельном участке.
Правовой центр ДВА М оказывает услуги по выбору вспомогательного вида разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства. Наши специалисты помогут определить необходимость установления вспомогательного вида разрешенного использования в отношении земельного участка, рассчитают его возможную кадастровую стоимость и осуществят все необходимые действия по внесению вспомогательного вида использования земельного участка в реестр недвижимости.
Определение вида разрешенного использования до введения в действие Правил землепользования и застройки
В отсутствие правил землепользования и застройки порядок установления видов разрешенного использования земельных участков является менее прозрачным.
Так, если на земельном участке имеются ранее построенные капитальные объекты, оформленные в установленном законом порядке, вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в зависимости от вида функционального использования капитального объекта.
Если земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ (2001 год), вид разрешенного использования может определяться в соответствии с ранее принятым решением о предоставлении земельного участка.
Если в отношении территории, на которой находится земельный участок, имеется проект планировки территории, то определение вида разрешенного использования участка осуществляется согласно данному документу.
В остальных случаях определение вида разрешенного использования участка, в том числе при его первичном формировании, осуществляется в соответствии с имеющимися проектами генеральных планов поселений или правил землепользования и застройки.
При этом, с 31.12.2017 г. в муниципальных образованиях Московской области, где не были приняты правила землепользования и застройки, предоставление земельных участков для строительства невозможно.
При этом, в отдельных случаях даже после принятия правил землепользования и застройки вид разрешенного использования участка все равно должен определяться с учетом недвижимости, расположенной на таком участке. Данное обстоятельство может использоваться для установлению участку вида разрешенного использования, отвечающего его назначению.
Правовой центр ДВА М готов оказать услуги по установлению вида разрешенного использования в отношении формируемого земельного участка.
Мы поможем определить вид разрешенного использования, который должен быть установлен земельному участку для сокращения будущих земельно-правовых расходов, и возьмем на себя полное сопровождение соответствующей процедуры от подготовки пакета документов до вынесения решения об установлении ВРИ уполномоченным органом.
Приведение вида разрешенного использования участка в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования
Для систематизации видов разрешенного использования, которые могут быть установлены земельным участкам на территории РФ, Министерством экономического развития был принят классификатор видов разрешенного использования земельных участков. В связи с этим в настоящее время виды разрешенного использования должны определяться в соответствии с ним.
Вместе с тем, вид разрешенного использования большинства участков был установлен до введения классификатора в действие.
Кроме того, в ряде муниципалитетов правила землепользования и застройки также были приняты до момента утверждения классификатора ВРИ.
Возникающие на практике спорные ситуации зачастую берут свое начало из противоречий между установленным участку видом разрешенного использования, градостроительным регламентом и классификатором.
В связи с этим в ряде случаев актуальным для нужд правообладателя земельного участка является установление соответствия между текущим видом разрешенного использования земельного участка и классификатором.
Данная процедура не является изменением вида разрешенного использования земельного участка, поскольку ее целью является выявление в Классификаторе и установление Земельному участку наиболее близкого аналога его текущего разрешенного использования, которое правообладатель участка имеет право сохранять неограниченно долго на основании п. 8 ст. 36 ГрК РФ.
Вместе с тем, установление соответствия между текущим ВРИ и классификатором осуществляется в порядке, аналогичном изменению ВРИ.
Правовой центр ДВА М оказывает услуги по приведению вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором видов разрешенного использования. Мы поможем определить, какому именно виду разрешенного использования по классификатору должен быть поставлен в соответствие текущий ВРИ, а при наличии нескольких вариантов возможного толкования – добьемся установления в отношении участка наиболее благоприятного для заказчика вида разрешенного использования.