Предельно минимальный размер земельного участка

Здравствуйте, уважаемые посетители. Сегодня мы поговорим про Предельно минимальный размер земельного участка. Если у Вас появился вопрос, сразу задавайте его консультанту. Надеемся, что мы сможем решить Ваш вопрос

Комментарий к Статье 11.9 Земельного кодекса РФ

Процесс образования земельных участков не может быть произвольным. В связи с этим ЗК РФ устанавливает ряд требований, которым должны соответствовать образуемые и изменяемые земельные участки.

Одним из главных требований, предъявляемых к земельным участкам, является соблюдение установленных предельных (максимальных и минимальных) размеров, которые устанавливаются градостроительным регламентом. Так, в Определении от 31 мая 2022 г. N 16-КГ16-18 Верховным Судом РФ было указано на невозможность выдела доли земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, на котором расположен жилой дом, по причине того, что образуемые при таком выделе земельные участки не соответствуют предельным минимальным размерам земельных участков, установленных градостроительным регламентом.

Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется <1>, а также градостроительные регламенты для которых не устанавливаются <2>, должны определяться в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами <3>. Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ <4> в соответствии с требованиями земельного законодательства.
———————————
<1> Согласно ч
. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых.

<2> В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

<3> До настоящего времени такие федеральные законы не приняты. Попыткой комплексного урегулирования вопросов использования земельных участков, на которых действие градостроительного регламента не распространяется, а также для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, является внесенный Правительством РФ в Государственную Думу проект Федерального закона N 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» (Официальный сайт Государственной Думы duma.gov.ru).

<4> Например, в соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 12 июня 2022 г. N 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2 гектара.

В отдельных случаях предельные размеры образуемых земельных участков устанавливаются напрямую федеральным законом. Так, в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2022 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, площадь которого не превышает одного гектара.

Согласно п. 28 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2022 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Границы муниципальных образований и границы населенных пунктов отражаются в генеральных планах поселений, городских округов, схемах территориального планирования муниципальных районов (п. 1 ч. 6 ст. 19, п. 2 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2022 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, об установлении или изменении границ населенного пункта. При поступлении в орган государственного кадастрового учета сведений о границах муниципальных образований и границах населенных пунктов такие сведения отражаются на публичных кадастровых картах, которые предназначены для использования неограниченным кругом лиц <1>.
———————————
<1> См.: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 марта 2022 г
. N 145 «Об утверждении состава сведений, содержащихся в кадастровых картах» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 25).

Таким образом, опираясь на сведения государственного кадастра недвижимости о границах муниципальных образований и границах населенных пунктов, орган государственного кадастрового учета проверяет соответствие образуемого или измененного земельного участка требованиям ЗК РФ в части недопустимости пересечения таких границ с границами земельного участка.

Следуя принципу единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), законодатель установил запрет на образование земельных участков в случае, если это приводит к невозможности использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Так, например, невозможно осуществить раздел земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, поскольку в соответствии со ст. 36 ЖК РФ такой земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в таком многоквартирном доме.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2022 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета). В этой связи необходимость обеспечения доступа к земельному участку также является одним из необходимых условий, соблюдение которых обязательно при образовании земельного участка.

Раздел, перераспределение или выдел земельных участков также не может быть осуществлен, если образуемые в результате этого земельные участки нельзя будет использовать в соответствии с их разрешенным использованием ввиду наличия установленных обременений (ограничений).

Так, широко распространенным случаем на практике является нахождение земельного участка в охранной или санитарно-защитной зоне, в том числе когда в такой зоне находится не весь земельный участок, а его часть.

Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2022 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» <1> в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 2022 вольт, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
———————————
<1> СЗ РФ
. 2009. N 10. Ст. 1220.

Таким образом, если в вышеупомянутой охранной зоне находится часть земельного участка, предназначенного для строительства, например, гаража, то при образовании такой части в виде самостоятельного земельного участка размещение гаража на этой части земельного участка будет противоречить правовому режиму, установленному для этой охранной зоны. В связи с этим образование земельного участка подобным образом не допускается.

Понятия вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы в ЗК РФ не раскрываются, в связи чем на практике участникам земельных отношений и органам кадастрового учета зачастую достаточно сложно установить, характеризуется ли образуемый земельный участок такими признаками. Однако эти понятия имеют исторические корни. В частности, термины «чересполосица» и «вклинивание» ранее использовались в законодательстве советского периода <1>.
———————————
<1> См., например: Постановление Совета Министров РСФСР от 23 марта 2022 г. N 286 «О мерах по улучшению землеустройства, введения и освоения правильных севооборотов в колхозах и совхозах» (СП РСФСР. 1966. N 11. Ст. 51), ст. 59 ЗК РСФСР (Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768). В Постановлении ЦИК СССР, СНК СССР от 3 сентября 2022 г. N 2022 «О создании устойчивого землепользования колхозов» (СЗ СССР. 1932. N 66. Ст. 388) чересполосица названа «бичом единоличного хозяйства».

Образование земельных участков должно осуществляться с учетом территориальных зон, установленных при градостроительном зонировании, а также границ лесничеств и лесопарков. Пересечение границ земельного участка и границ территориальной зоны является основанием для приостановления государственного кадастрового учета земельного участка (п. 6 ч. 2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Недопустимость пересечения границ земельных участков с границами лесничеств и лесопарков объясняется тем, что последние в соответствии со ст. 23 ЛК РФ являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2022 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы образуемого земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких территориальных зон, лесничеств, лесопарков в документе, на основании которого внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости, или случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов и иных случаев, установленных федеральным законом.

Образование земельных участков для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов являются объективными исключениями из общих правил. Такие исключения сформулированы законодателем исходя из того, что участки недр являются самостоятельным объектом недвижимости (ст. 130 ГК) и образование земельного участка в данном случае осуществляется только в целях обеспечения доступа к участку недр, а также специфики линейных объектов, которые могут иметь длительную протяженность с сопутствующим пересечением не только территориальных зон, но и границ муниципальных образований, границ субъектов РФ (например, автомобильные дороги федерального значения, магистральные газопроводы и т.д.) и объектов, режим использования которых определяется исходя из особенностей, предусмотренных водным законодательством.

О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области

(с изменениями на 12 марта 2022 года)

(утратил силу с 24.04.2022 на основании Закона Московской области от 22.04.2022 N 63/2022-ОЗ)

О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области

(с изменениями на 12 марта 2022 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 апреля 2022 года на основании
Закона Московской области от 22 апреля 2022 года N 63/2022-ОЗ
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 3 октября 2022 года N 163/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.10.2017);
Законом Московской области от 27 декабря 2022 года N 252/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.12.2017);
Законом Московской области от 12 марта 2022 года N 20/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 14.03.2018).
____________________________________________________________________

Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 28 мая 2022 года N 3/59-П

Настоящий Закон устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Московской области применительно к муниципальным образованиям Московской области, в которых правила землепользования и застройки не утверждены.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 15 марта 2022 года Законом Московской области от 12 марта 2022 года N 20/2018-ОЗ.

Статья 1. Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

Установить минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

абзац утратил силу с 9 января 2022 года — Закон Московской области от 27 декабря 2022 года N 252/2017-ОЗ;

садоводства — 0,06 га;

огородничества — 0,04 га;

дачного хозяйства — 0,06 га.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2022 года Законом Московской области от 12 марта 2022 года N 20/2018-ОЗ.

Статья 2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

Установить максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

абзац утратил силу с 9 января 2022 года — Закон Московской области от 27 декабря 2022 года N 252/2017-ОЗ;

садоводства — 0,15 га;

огородничества — 0,10 га;

дачного хозяйства — 0,25 га.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2022 года Законом Московской области от 12 марта 2022 года N 20/2018-ОЗ.

Статья 3. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон применяется в случаях, если федеральными законами или законами Московской области не установлены иные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.

2. В случае, если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона ниже предельного минимального размера, либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.

3. Часть утратила силу с 10 октября 2022 года — Закон Московской области от 3 октября 2022 года N 163/2017-ОЗ..

4. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

5. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу решение малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 16.12.92 N4/28 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области».

Губернатор
Московской области

17 июня 2022 года
N 63/2003-ОЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Название документа: О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области

(с изменениями на 12 марта 2022 года)

(утратил силу с 24.04.2022 на основании Закона Московской области от 22.04.2022 N 63/2022-ОЗ)

Номер документа: 63/2003-ОЗ
Вид документа: Закон Московской области
Принявший орган: Московская областная Дума
Статус: Недействующий
Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 17 июня 2003
Дата окончания действия: 24 апреля 2022
Дата редакции: 12 марта 2018

  • Нормы, правила, стандарты и законодательство по техрегулированию
  • Типовая проектная документация
  • Технологические описания оборудования и материалов

Важные документы

  • ТТК, ППР, КТП
  • Классификаторы
  • Комментарии, статьи, консультации
  • Картотека международных стандартов: ASTM, API, ASME, ISO, DNV, DIN, IP

  • Федеральное законодательство
  • Региональное законодательство
  • Образцы документов
  • Все формы отчетности
  • Законодательство в вопросах и ответах

Важные документы

  • Международное право
  • Судебная практика
  • Комментарии, статьи, консультации
  • Справки
  • Зарубежные и международные стандарты
  • Профессиональная справочная система «Реформа технического регулирования»
  • Профессиональные справочные системы «Техэксперт»
  • Профессиональные справочные системы «Кодекс»

Предельный минимальный размер земельного участка по федеральному закону

Существуют так называемые неделимые земли. Неделимыми называются такие наделы, площадь которых не достигает даже минимального значения.

На сегодняшний день законы, регулирующие диапазон размера земельного участка, были существенно изменены.

Например, был аннулирован п. 4 ст. 41 ГрК РФ. Согласно ему, разделенный земельный участок должен попадать в диапазон размеров между минимальными и максимальными допустимыми значениями, предусмотренными законом и муниципальными нормативными актами.

В различных субъектах Российской Федерации были введены свои законы. Объединяет их то, что они все вытекают из Земельного кодекса РФ.

Данные законодательные нормы необходимы для контроля размеров по межеванию территорий всех размеров. После того, как будет определен точный размер, их передают в собственность гражданина.

На земле можно вести такую деятельность:

  • Огородническую;
  • Крестьянскую/фермерскую;
  • Садоводческую;
  • Строительную (возведение жилого дома и др.).

Рассмотрим значения минимальных размеров земельного надела в различных субъектах РФ.

В Свердловской области ситуация выглядит следующим образом:

  • Участок, выделяемый под фермерское хозяйство, составляет от 1 гектара;
  • Надел под садоводство должен составлять от 0,11 гектара;
  • Выделяемый под садоводство участок составляет от 0,31 гектара;
  • Под животноводство – от 1,1 гектара;
  • Для дачного строительства – от 0,26 гектара.

В Рязанской области выделяются земли в следующих размерах:

  • Под садоводство и возведение жилого дома (дачи) – от 0,05 га;
  • Под огородничество – от 0,02 га;
  • Под животноводство – от 0,25 га;
  • Под фермерское хозяйство – равный дифференцированному минимальному размеру земли, бесплатно переданной и принятой на территории муниципального образования при реформации сельскохозяйственного предприятия.

В Нижегородской области на сегодня сложилась следующая ситуация:

  • Под фермерское хозяйство – объем такой земли должен, как минимум, равняться средней норме выдачи земли по району на бесплатной основе на одного работающего члена хозяйства. Исключение составляют хозяйства, связанные с пчеловодством, рыбоводством, а также производством овощей на защищенном грунте;
  • Под садоводство – от 0,02 га;
  • Под огородничество – от 0,02 га;
  • Под возведение строений типа дачи – от 0,10 га;
  • Под ведение животноводства – от 0,50 га.

Определить средний размер земельного участка, предоставляемого в пользование, можно в любом субъекте РФ. Например, минимальный размер земли под ИЖС составляет 300 квадратных метров.

Однако каждый регион имеет свои собственные нюансы расчета. И тот же минимальный объем земли под ИЖС в конкретном районе РФ может достигать значений, в несколько раз превышающих указанное значение.

Чтобы найти зону, где размеры земли под ИЖС минимальны, нужно тщательно рассмотреть региональные нормативно-правовые акты. Например, в Краснодарском крае действуют индивидуальные нормативы, если в законодательстве не указано нечто другое.

Заключая соглашение по передаче в собственность земельных территорий, проследите, чтобы размер участка не был ниже следующих показателей:

  • 400 квадратных метров при ширине от 8 метров (земли под садоводство);
  • 600 квадратных метров при ширине от 12 метров (земли под ИЖС или ЛПХ).

Проживающие на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области многодетные семьи имеют право на бесплатное получение земли. Но для этого нужно предварительно встать в очередь, пройдя необходимую регистрацию.

Льготные категории граждан имеют право на:

  • Участок, предварительно подготовленный под какую-либо деятельность;
  • Возможность выбора участка в любом регионе РФ на свое собственное усмотрение (обеспечивается сертификатом);
  • Бесплатное получение в собственность земельного надела под ИЖС либо ЛПХ.

Выдача земельных наделов, размещенных в пределах Ленинградской области, происходит без предварительного проведения аукциона. Но получить такой участок нельзя без согласования с местными органами власти о расположении предварительного объекта строительства.

Местные органы правления Санкт-Петербурга имеют право на распоряжение лишь территориями, где не проводилось межевание. Минимальный размер выделяемой территории в Санкт-Петербурге и Ленинградской области равен 0,12 га.

Предельный минимальный размер земельного участка в Ленинградской области

Регулирующим данный вопрос законом в Ленинграде является закон от 29 ноября 2022 года №83-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство».

Минимальный размер земельных наделов согласно данному документу выглядит так:

  • Под садоводство: 0,05 га;
  • Под дачное строительство: 0,05 га;
  • Под ведение огородничества: 0,01 га;
  • Под ведение животноводства: 0,01 га.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Поделиться:

Бесплатная консультация адвоката

На данный момент правила по использованию земли и застройки были приняты в большинстве населенных пунктов, и все они представляют собой указания относительно определения минимального размера участка под строительство.

Ниже будут рассмотрены лишь предельно низкие размеры участков, находящихся в собственности государства и выдаваемых гражданам в постоянное или временное владение.

В Московской области данный вопрос регулируется законом от 17.06.2003 г. № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области».

В нем указаны следующие размеры:

  • Под фермерское хозяйство – 2 га;
  • Под ведение садоводства – 0,06 га;
  • Под ведение огородничества – 0,04 га;
  • Под возведение частного дома (дачи) – 0,06 га.

Установка граничных размеров земельных наделов под решение других задач, муниципалитет поручил местным органам правления.

Актуальная информация по поселкам Московской области

В Волоколамском:

  • Под ИЖС в Волоколамске и Сычево — 0,02 га;
  • Под ИЖС в селе – 0,02 га;
  • Под приусадебный ЛПХ в Волоколамске и Сычево – 0,06 га;
  • Под Приусадебный ЛПХ в селе – 0,06 га;
  • Под полевой ЛПХ – 0,06 га.

В Воскресенском:

  • Под ИЖС в Воскресенске и поселках – 0,06 га;
  • Под ИЖС в селе – 0,08 га;
  • Под приусадебный ЛПХ в Воскресенске и поселках – 0,06 га;
  • Под приусадебный ЛПХ в селе – 0,08 га;
  • Под полевой ЛПХ – 0,1 га.

В Дмитровском:

  • Под ИЖС или ЛПХ – 0,02 га;
  • Под садоводство – 0,02 га.

В Истринском:

  • Под ИЖС в Истре, Дедовске и поселке Снегири – 0,06 га;
  • Под ИЖС в селе – 0,06 га;
  • Под ЛПХ – 0,06 га.

В Клинском:

  • Под ИЖС – 0,05 га;
  • Под Приусадебные ЛПХ – 0,05 га;
  • Под полевые ЛПХ – 0,5 га.

В Коломенском:

  • Под ИЖС и ЛПХ в поселке Пески – 0,05 га;
  • Под ИЖС и ЛПХ в селе – 0,05 га;
  • Под полевые ЛПХ – 0,05 га.

В Ленинском:

  • Под ИЖС в городе Видное – 0,06 га;
  • Под ИЖС кроме города Видное – 0,06 га;
  • Под ЛПХ в городе Видное – 0,06 га;
  • Под ЛПХ кроме города Видное – 0,06 га.

В Лотошинском:

  • Под ИЖС в Лотошино – 0,04 га;
  • Под ИЖС в селе – 0,04 га;
  • Под приусадебный ЛПХ в Лотошино – 0,06 га;
  • Под приусадебный ЛПХ в селе – 0,06 га;
  • Под полевой ЛПХ – 0,06 га.

В Можайском:

  • Под ИЖС – 0,04 га;
  • Под ЛПХ – 0,04 га.

В Наро-Фоминском:

  • Под ЛПХ и ИЖС в Наро-Фоминске – 0,04 га;
  • Под ЛПХ и ИЖС за пределами Наро-Фоминска – 0,05 га;

В Одинцовском:

  • Под ИЖС – 0,08 га;
  • Под ЛПХ – 0,06 га.

В Орехово-Зуевском:

  • Под ИЖС для села – 0,03 га;
  • Под ИЖС для городов – 0,03 га;
  • Под ЛПХ для села – 0,03 га;
  • Под ЛПХ для города – 0,03 га.

В Пушкинском:

  • Под ИЖС в городах и поселках городского типа – 0,04 га;
  • Под ИЖС в селе – 0,05 га;
  • Под ЛПХ – 0,03 га.

В Раменском:

  • Под ИЖС – 0,06 га;
  • Под Приусадебные ЛПХ – 0,04 га;
  • Под полевые ЛПХ — 0,06 га.

В Сергиево-Посадском:

  • Под ЛПХ и ИЖС в городских населенных пунктах – 0,06 га;
  • Под ЛПХ и ИЖС в селах – 0,06 га;
  • Под полевые ЛПХ – 0,1 га.

В Серпуховском:

  • Под ЛПХ и ИЖС – 0,06 га (возможно от 0,045 га для участков малых размеров, находящихся в естественных границах).

В Солнечногорском:

  • Под ИЖС – 0,05 га;
  • Под приусадебные ЛПХ – 0,03 га;
  • Под полевые ЛПХ – 0,1 га.

В Ступинском:

  • Под ЛПХ и ИЖС в Ступино – 0,04 га;
  • Под ЛПХ и ИЖС в Жилево, Малино и Михнево – 0,06 га.

В Талдомском:

  • Под ИЖС в городе – 0,04 га;
  • Под ИЖС в селе – 0,04 га;
  • Под приусадебные ЛПХ в городе – 0,04 га;
  • Под приусадебные ЛПХ в селе – 0,04 га;
  • Под полевые ЛПХ – 0,5 га.

В Чеховском:

  • Под ИЖС – 0,06 га;
  • Под ЛПХ – 0,06 га.

В Шатурском:

  • Под ИЖС – 0,06 га;
  • Под ЛПХ – 0,06 га.

В Щелковском:

  • Под приусадебный ЛПХ – 0,05 га;
  • Под полевой ЛПХ – 0,1 га;
  • Под ИЖС – 0,04 га.

В Москве установка граничных минимальных размеров земельных наделов проводится городской Думой.

Установление минимальных размеров участков земельного надела является инструментом, который широко применяется в градостроительстве и земельных отношениях при выдаче земли гражданам во владение.

Наиболее понятно и подробно данный вопрос раскрыт в законодательстве Московской области. Также важно отметить, что чаще всего минимальный размер участка под ИЖС равен 600 квадратным метрам, то есть 0,06 га.

Те случаи, которые не подпадают под это правило, касаются земель, размещенных крайне далеко от Москвы, и нацелены на увеличение спроса на землю.

Предельный минимальный размер земельного участка для ИЖС

Размеры земельных наделов, принадлежащих государству и выделяемых гражданам под ИЖС, устанавливаются, исходя из правовых норм, закрепленных в российском законодательстве. За последнее время нормативные акты в данной сфере претерпели значительные изменения.

По их итогам, с 01.03.2015 г. п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации был аннулирован. В этом пункте было указано, что в случае разделения земельного надела на несколько участков, их размеры не могут превышать максимальный размер, установленный градостроительным регламентом, но и не может быть меньше минимальных норм, установленных этим же законом.

Тем не менее, требование о соответствии минимальных и максимальных размеров земельных наделов, содержащееся в п.1 ст. 11.9 ЗК РФ, все еще действует.

Также была аннулирована ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой указывалось, что предельные размеры земельных наделов, выделяемых под фермерское хозяйство, садоводство, животноводство, огородничество и возведение дачных построек, устанавливали законы субъектов РФ, а предельные размеры участков, выделяемых под ведение личного подсобного хозяйства и ИЖС, – правовые акты органов местной власти.

Таким образом, законодатель попытался упростить регулирование данного вопроса, а также исключить копирование нормативных положений в различных актах. К примеру, аннулированный п. 4 ст. 41 ГрК РФ по своему смыслу является почти полным аналогом п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.

Другая причина проведения таких реформ – попытка устранить противоречия, ставшие следствием применения законодательства о минимальном размере принадлежащих государству земельных наделов, выдающихся во владение гражданам, к другим отношениям, которые с предоставлением земли никакой связи не имеют.

На данный момент предельные размеры участков земли устанавливаются градостроительными регламентами, что указано в п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.

Градостроительные регламенты указаны в правилах пользования земельными наделами и застройки городских образований, после чего утверждаются представительным органом местной власти.

В градостроительных регламентах достаточно часто можно найти так называемые отсылочные нормы, ссылающиеся на другие муниципальные правовые акты, регламентирующие минимальные и максимальные размеры земельных наделов.

В соответствии с градостроительным зонированием отдельных регионов, земля может выделяться под различные типы строительства. Разумеется, каждый из типов имеет свою уникальную норму.

Также каждый регион имеет свои собственные предельные размеры надела. Не следует забывать об особенностях, обусловленных зонированием территории. Именно они распределяют земли на те, где можно строить жилые дома, и где этого делать нельзя.

Уточнить особенности нормативов можно в местной администрации. Предельные размеры земельного надела устанавливаются согласно п.1 ст. 11.9 ЗК РФ и ч. 6 ст. 30 ГК РФ.

В случае выделения надела без внесения какой-либо платы, его размеры будут установлены, исходя из следующих условий:

  • Если земля является государственной, ее размеры будут регламентированы федеральными законами;
  • Если земля находится в собственности конкретного субъекта, ее предельные размеры будут регулироваться законами РФ;
  • Если землей владеет муниципалитет, размеры будут определены, исходя из нормативных правовых актов.

Более точные цифры размеров участков под ИЖС можно узнать в местной администрации, так как данные показатели зависят именно от местных нормативно-правовых актов.

Но здесь следует учитывать один важный момент – Федеральное законодательство и Конституция РФ являются главенствующими нормативными актами, и никакой региональный акт не может им противоречить.

Средний размер выделяемых наделов под ИЖС по РФ составляет 300 квадратных метров (в некоторых регионах – до 600 или даже 900 квадратных метров).

Более детальные цифры формируются в каждом случае свои, в зависимости от различных факторов. Минимальная площадь земельного надела под ИЖС регламентирована местными нормативными актами.

Прежде всего, нормы предельных границ размеров участка земли формируются с учетом правил эксплуатации земельных ресурсов, правил застройки земли и СниПов.

Для того чтобы будущий жилой объект недвижимости не представлял угрозы для людей, проживающих по соседству, а также не доставлял им дискомфорта, размещать его следует на установленном законом расстоянии от границ земельного надела и соседнего жилого дома.

Дистанция может равняться 8, 12 и 15 метрам, исходя из строительных материалов, из которых планируется возведение строения.

Для того чтобы данные требования были удовлетворены, размер участка формируется из этих и следующих данных:

  • Зона размещения наделов;
  • Количество участков;
  • Спрос на земельные участки под ИЖС в этом районе;
  • Уровень экономического развития конкретного населенного пункта, в пределах которого находится данный участок, а также региона, в пределах которого находится этот населенный пункт.

Поскольку определение пределов размера земельного участка является обязательством региональных и муниципальных властей, эти самые размеры в каждом населенном пункте свои.

К примеру, минимальный размер земельного участка под ИЖС в Краснодарском крае равен 300 квадратных метров, в то время как в Московской области аналогичный показатель достигает 800 квадратных метров.

Перед началом проведения подготовительных работ по приобретению земли, запросите информацию о допустимых размерах наделов в вашей местной администрации.

Предельный минимальный размер земельного участка в Московской области

Минимальный и максимальный размер выделяемого земельного надела регламентируется актами, которые выпускают региональные либо местные власти.

Также важно отметить, что цена варьируется в зависимости от того, с какой целью выделяется участок, будь то градостроительство или размежевание с дальнейшим предоставлением участков, находящихся в собственности государства либо муниципалитета. Рассмотрим оба случая на примере столицы РФ – Москвы, а также области.

Российский градостроительный кодекс накладывает на местные городские и муниципальные власти обязательство по установке соответствующих регламентов. Данные бумаги устанавливают порядок застройки участков в черте определенного населенного пункта, начиная с зонирования поселения и завершая архитектурным обликом дома, подходящим для определенной улицы.

Также градостроительный регламент любого населенного пункта РФ регламентирует следующее:

  • Минимальный и максимальный размер земельного надела под ИЖС;
  • Какие территории не имеют минимальных и максимальных размеров.

Россия – очень большая страна, обладающая огромным количеством населенных пунктов и, как следствие, местные регламенты здесь многочисленны и разнообразны. А потому имеет смысл взять один город и рассмотреть именно его регламенты. Пусть это будет Москва.

Итак, в российской столице вопрос передачи земельных наделов под застройку регламентируется пунктами 3.4.1. Правил землепользования и застройки г. Москвы, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. №120-ПП. Согласно данному нормативно-правовому акту, ни одна территориальная зона города не имеет установленных предельных границ участка.

А вот в Московской области ситуация обстоит совсем иначе. К примеру, согласно Правилам землепользования и застройки г. Рошаль, утвержденным местным советом депутатов 23.01.2017 г. №1/28, минимальный размер участка под строительство выглядит следующим образом:

  • Под среднеэтажную застройку выделяется земля от 5 000 до 500 000 квадратных метров. Среднеэтажная постройка является многоквартирным домом и содержит от 8 этажей;
  • Под малоэтажную застройку выделяется от 2022 до 100 000 квадратных метров. Малоэтажная постройка – это многоквартирный дом до 4 этажей;
  • Под ИЖС – от 300 до 3 000 квадратных метров. Индивидуальная жилая постройка – это дом на 1 семью, этажностью до 3 надземных этажей.

Предельный минимальный размер земельного участка для садоводства

Минимальный показатель площади участка, выделяемого под садоводство, зависит от того, каково его разрешенное назначение. Так, площадь участка для дачного строительства будет одной, а под фермерское хозяйство — уже совсем другой.

Изменение назначения земельного участка является достаточно сложным процессом, который потребует много сил и денег. На сегодняшний день эксперты уже несколько лет пытаются убедить Правительство уровнять земли под СНТ, ДНТ и ИЖС в их правах и назначениях, лимитировав их размером (до 300 кв.м.) и введя систему самодеклараций, но пока все тщетно.

Рассмотрим минимальные размеры земельных наделов, находящихся во владении государства или муниципалитета и выделяемых гражданам во временное либо постоянное пользование на примере Московской, Ленинградской и Нижегородской областей:

  • Московская область. Размер участка земли, выделяемого под садоводство, составляет от 0,06 га (регламентировано законом № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» от 17.06.2003 г.);
  • Ленинградская область. Размер земельного надела, выделяемого под ведение садового хозяйства, составляет от 0,05 га (регламентировано законом N 83-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» от 29.11.2003 г.);
  • Нижегородская область. Размер земли, выделяемой под ведение садового хозяйства, составляет от 0,02 га (регламентировано законом N 58-З «О нормах предоставления земельных участков на территории Нижегородской области» от 14.07.2003 г.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: