Добрый день, дорогой посетитель. Сегодня мы поговорим по теме Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок. Если по ходу у Вас назрел вопрос, спрашивайте, постараемся помочь. Надеемся, что мы сможем решить Ваш вопрос
Другой комментарий к Ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации
Процедура и условия, которые должны быть соблюдены в том случае, если лицо отказывается от своего права (собственности, пожизненного наследуемого владения и т.д.) на земельный участок, состоят в следующем.
Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Несколько по-иному урегулирован этот вопрос в земельном законодательстве. Собственник земельного участка вправе отказаться от своего права собственности путем подачи заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом случае право собственности на земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения данного права.
В соответствии со ст. 30.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него осуществляется на основании заявления собственника земельного участка.
К заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок. Предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном порядке. Предоставление кадастрового паспорта такого земельного участка также не требуется.
В течение пяти дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить уведомление об этом в орган государственной власти субъекта РФ, если земельный участок относится к собственности субъекта РФ, или в орган местного самоуправления, если земельный участок относится к собственности муниципального образования, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок.
Несколько иная процедура предусмотрена в случаях отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. В этих случаях заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
К заявлению об отказе должен быть приложен кадастровый паспорт земельного участка, подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица.
К заявлениям юридических лиц и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления об отказе в месячный срок со дня получения заявления должны принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком*(15). Копия решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе.
По общему правилу право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с момента принятия указанного решения.
Если право на земельный участок было ранее зарегистрировано, то исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в недельный срок со дня принятия решения обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права на земельный участок.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны сообщить об отказе лица от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано, в налоговый орган по месту нахождения земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия указанного выше решения.
Комментарий к Статье 53 ЗК РФ
Пункт 2 комментируемой статьи в двух предложениях предусматривает порядок отказа от права собственности на земельный участок, который заключается, во-первых, в подаче заявления в орган по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и, во-вторых, в совершении регистрационной записи в ЕГРП о прекращении такого права. Однако ясность и простота правила п. 2 ст. 53 ЗК в чистом виде относится к идеальной конструкции, когда на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости. До настоящего времени в законодательном порядке не урегулирован вопрос об особенностях отказа от права собственности на земельный участок при сохранении за бывшим правообладателем прав на объект недвижимости. Суды восполняют пробелы в правовых конструкциях, подменяя, по сути, федерального законодателя. Постановление ФАС СЗО от 9 марта 2022 г. N Ф07-989/2010 по делу N А56-56486/2009 относится к числу тех судебных актов, которые необходимо учитывать в процессе применения п. 2 ст. 53 ЗК.
Поскольку нормами ЗК не определено понятие отказа от права собственности на земельный участок как основания прекращения права собственности, в данном случае применимы общие нормы гражданского законодательства.
В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. По смыслу приведенной нормы отказ от права собственности заключается в полном отстранении собственника от принадлежавшей ему вещи, а не в отказе только от титула собственника при возможном сохранении отдельных правомочий.
Между тем в случае, когда земельный участок и находящийся на нем объект недвижимости принадлежат на праве собственности одному лицу, при заявлении отказа от права собственности на земельный участок собственник фактически не устраняется от владения и пользования участком, поскольку за ним в силу ст. 552 и п. 2 ст. 271 ГК РФ, пункта 1 статьи 35 ЗК РФ сохраняется право пользования участком в связи с нахождением на нем принадлежащей данному лицу недвижимости. Таким образом, одно только заявление собственника об отказе от права собственности на земельный участок при фактическом сохранении у него правомочий владения и пользования участком не свидетельствует о реальном намерении общества устраниться от всех правомочий в отношении земельного участка, составляющих содержание права собственности на него, и не может рассматриваться как отказ от права собственности, предусмотренный ст. ст. 235, 236 ГК РФ в качестве основания прекращения права собственности.
Кроме того, в развитие принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленного подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса, п. 4 ст. 35 того же Кодекса установлен запрет на отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу. Применительно к государственной или муниципальной собственности данный принцип развивается в п. 7 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК, согласно которому со дня введения в действие названного Кодекса не допускается приватизация зданий, строений, сооружений без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Под отчуждением понимается передача имущества, принадлежащего одному лицу, в собственность другого лица. С учетом положений п. 1 ст. 16, п. 3 ст. 18, п. 1.1 ст. 19 ЗК, ст. 30.2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество при отказе гражданина или юридического лица от права собственности на земельный участок с даты государственной регистрации прекращения права собственности такой участок становится муниципальной собственностью, а в субъектах РФ — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге — собственностью соответствующего субъекта РФ — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов РФ не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов РФ. Таким образом, в силу закона следствием отказа юридического лица от права собственности на земельный участок является переход права собственности на него к публичному образованию, что фактически означает отчуждение земельного участка, которое не может осуществляться в отрыве от передачи прав на соответствующую недвижимость.
Пункты 3, 3.1 и 4 комментируемой статьи детально регламентируют порядок отказа граждан и юридических лиц от права постоянного (бессрочного) пользования и граждан — от права пожизненного наследуемого владения. В отличие от процедуры отказа от права собственности граждане и юридические лица обращаются с соответствующими заявлениями в исполнительные органы государственной власти (в Территориальное управление Росимущества по субъекту РФ или в правительство субъекта РФ) или исполнительный орган местного самоуправления, как правило, в комитет по управлению муниципальным имуществом или комитет по управлению земельными ресурсами; иногда в комитет по земельным и имущественным отношениям. В Санкт-Петербурге это Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга <475>, а в Москве — Департамент городского имущества г. Москвы <476>.
———————————
<475> Положение о Комитете по управлению городским имуществом утверждено Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 2022 // (дата обращения: 03.02.2014).
<476> Постановление об утверждении положения о Департамента имущества города Москвы N 99-ПП от 20 февраля 2022 г. // (дата обращения: 03.02.2014).
В соответствии с правилом п. 4 комментируемой статьи основанием прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения является решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. И если ранее в ЕГРП не вносились записи об указанных видах права, то и датой их прекращения согласно положению абз. 1 п. 5 ст. 53 ЗК будет дата принятия соответствующего решения. Если же такая запись в ЕГРП вносилась, то гражданину или юридическому лиц нет необходимости обращаться в Росреестр, поскольку такая обязанность возложена на собственника земельного участка (абз. 2 п. 5 ст. 53 ЗК).
Требование п. 6 комментируемой статьи адресовано исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления. Сообщение об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в ЕГРП, направляется в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в кадастровый орган (филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по субъекту РФ). Налоговый орган на основании такого сообщения исключает сведения о налогоплательщике и об объекте налогообложения. Кадастровый орган учитывает изменения в части сведений о правах — о правообладателе, виде права и адресе правообладателя (если таковой имелся и отражался в текстовой части кадастрового плана территории). Если ранее государственная собственность на земельный участок не было разграничена, то вместо исключенных данных указываются прочерки.
Комментарий к Ст. 53 ЗК РФ
1. Определенное время процедура отказа от земельного участка была урегулирована недостаточно, несмотря на то что сам отказ имел весьма существенные правовые последствия. Утративший силу п. 1 комментируемой статьи указывал, что отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.
2. Поскольку бесхозяйной, по смыслу ст. 225 ГК, является вещь, не имеющая правообладателя, а именно вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, то право собственности на земельный участок, от которого собственник отказывается, может быть сохранено за ним только с момента подачи заявления и до постановки земельного участка на учет как бесхозяйной вещи. После постановки на учет право прежнего собственника на земельный участок прекращается.
Согласно ст. 225 ГК земельные участки как бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на участок.
Бесхозяйный земельный участок, не признанный по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принят во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности.
3. При отказе правообладателя от права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельный участок продолжает оставаться в государственной или муниципальной собственности, но прекращает свое существование обременение этого участка правом отказавшегося от него лица.
Перечень документов, установленный п. 3 комментируемой статьи, в целом соответствует перечню документов, подаваемых лицом на осуществление государственной регистрации права на земельный участок (см. ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество). Можно предположить, что это связано с необходимостью впоследствии осуществить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права на земельный участок.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости согласно ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
4. Решение о прекращении права принимает орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника в отношении земельного участка.
5. Пункт 5 комментируемой статьи стремится разрешить коллизию, суть которой сводится к тому, что пользователя земельного участка в целях реализации отказа от участка подчас принуждали осуществить государственную регистрацию права на участок, что приводило к необоснованным издержкам со стороны пользователя.
6. Комментируемым пунктом установлена норма, на основании которой предусматривается согласование действий органов государственной власти в случае отказа лица от права на земельный участок.
Навигация по записям
← Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка
Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации →
Отказ от права собственности на земельный участок
gtag(‘config’, ‘UA-136093856-1’);
Основания для отказа от права собственности на земельный участок
Отказ от права собственности на земельный участок необходим в случае неиспользования этого имущества или при необходимости освобождения от уплаты налогов. Если объект недвижимости не применяется или его эксплуатация приносит убытки, от такой территории следует избавиться путем продажи, дарения либо добровольного отказа.
Если правопреемник на землю не найден, нужно прекратить право собственности на такой участок. На основании отказа отчуждаемая недвижимость передается в специализированный фонд муниципалитета. Этот государственный орган становится официальным владельцем и распорядителем собственности. До момента регистрации такого действия права и обязанности владельца земли остаются за лицом, которое производит процедуру отчуждения.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
Если на обладание территорией есть претенденты, имеющие преимущественное право, например, дети, супруг владельца или предыдущий собственник – недвижимость может быть передана в их ведение. При наличии споров по переходу данной вещи в собственность, они разрешаются в судебном порядке.
Отказ от права на землю регламентирован ст. 53 ЗК РФ. Процедура оформления прекращения права собственности определена ФЗ № 218 от 13.07.2015 года.
Основанием для отказа от имущества служит предоставление заявления в Росреестр. Если владелец земли обладает правом собственности согласно договору купли-продажи – делопроизводство направляется в региональное отделение РосРеестра. Если хозяин территории обладает ей согласно праву бессрочного пользования земельным участком или наследования – заявление оформляется в отделении муниципалитета.
Заявление об отказе от права собственности на землю
Заявление о добровольном отчуждении территории составляется в письменном виде от руки или машинописными символами по установленному образцу. Посмотреть и скачать можно здесь: [Форма заявления об отказе от права собственности на земельный участок]. Соответствующий бланк для заполнения можно получить в государственном органе по месту предъявления, в нотариальной или адвокатской конторе или скачать через интернет на официальном сайте Росреестра.
Такой документ должен иметь следующую структуру:
- Шапка. Оформляется в верхней правой части заявления. Содержит наименование государственного учреждения, в которое подается документ; данные заявителя (реквизиты юридического лица или Ф.И.О. – физического) с указанием адреса и контактного телефона или электронной почты.
- Наименование заявления. Оформляется в центре листа под шапкой.
- Основной текст документа. Здесь должны быть указаны правоустанавливающие документы на территорию и данные о местоположении рассматриваемого объекта, а также причины для делопроизводства, определяемые земельным законодательством.
- Перечень приложений. Здесь описываются документы и их копии, прилагаемые к основному заявлению.
- Дата составления и подпись просителя. Устанавливается в нижней части листа с левой или правой стороны документа.
Независимо от места предъявления заявления, прекращение прав на имущество подлежит регистрации в РосРеестре.
Порядок отказа от права собственности на земельный участок
Поэтапная процедура добровольного отказа от собственной территории:
- Сбор необходимой документации.
- Подача заявления в компетентный государственный орган. Осуществляется непосредственно владельцем земли или его представителем, на основании доверенности, заверенной через нотариуса.
- При приеме документов должностным лицом выдается соответствующая справка с порядковым номером и перечнем принятых бумаг.
- Ожидание в течение одного месяца для получения официального ответа.
- После принятия решения в течение трех дней направляется уведомление заявителю с ответом. В недельный срок документация передается в РосРеестр для регистрации (в случае осуществления делопроизводства в местном муниципалитете). В течение 7 дней предоставляются необходимые данные в налоговые органы.
- РосРеестр после получения необходимой документации или завершения делопроизводства в срок 5 дней направляет официальное уведомление заявителю о регистрации прекращения вещного права на землю.
Список документов
Перечень документов, необходимых для отказа от прав на недвижимость, указанных в земельном законодательстве:
- Заявление о добровольном отчуждении.
- Письменное согласие государственного или иного органа, создавшего юридическое лицо, которое объявляет об отказе на имущество (для юридических лиц).
- Документ, подтверждающий государственную регистрацию с копией.
- Правоустанавливающие бумаги на землю или копия соответствующего решения государственного или судебного органа. Такие документы не нужны, если оформление территории в РосРеестре производилось на основании действующего ФЗ № 122 от 21.07.97.
- Выписка из ЕГРЮЛ (для юридических лиц).
- Кадастровый паспорт на участок (при наличии).
- Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя или его доверенного.
- Доверенность, удостоверенная в нотариальной конторе (при необходимости).
Последствия отказа от права собственности на землю
После того как будет произведен отказ от права собственности на территорию, такой участок будет переведен в ведение регионального муниципалитета в порядке, установленном земельным законодательством. После отчуждения недвижимости она приобретает статус бесхозной и подлежит реализации или консервации (длительное хранение).
Как восстановить право на землю после отказа? В течение 12 месяцев после отчуждения объекта собственности бывший владелец или иные претенденты могут получить территорию назад согласно приобретательской давности. После определенного времени реализация объекта недвижимости осуществляется на основаниях гражданского законодательства в отношении бесхозной вещи.
Пример по отказу от права собственности на земельный участок
Гражданин Петров Н.В. получил в наследство долю земельного участка. По истечении нескольких лет, для того чтобы не платить имущественный налог, он решил отказаться от этой территории. Согласно законодательству такая процедура выполняется региональным муниципалитетом с последующей регистрацией прекращения вещного права в РосРеестре.
Обратившись в государственный орган, Петров составил соответствующее заявление, приложил к нему необходимые документы и передал бумаги на рассмотрение. Через месяц был получен официальный ответ. Согласно решению государственного органа в заявлении было отказано на основании преимущественного права на долю земельного участка другими наследниками. Поэтому гражданин, в случае его нежелания на обладание территорией, должен ее передать или подарить в пользу собственника другой доли участка.
Заключение
Добровольный отказ от права собственности регламентирован нормами гражданского и земельного законодательства. В случае осуществления такой процедуры, права и обязанности на отчуждаемую территорию налагаются на фактического собственника до момента ее передачи в муниципальный земельный фонд или иному лицу. Особенности добровольного отказа от вещного права:
- Делопроизводство по общему правилу осуществляется в РосРеестре.
- Отказ от права собственности подлежит обязательной регистрации.
- Основание для добровольного отчуждения – подача соответствующего заявления от фактического владельца или его представителя.
- Срок рассмотрения заявления – 30 дней с момента подачи документа.
- Право собственности на землю после отказа от него можно восстановить на основании приобретательской давности в течение одного года для бывших владельцев или членов их семей. После истечения указанного периода приобрести недвижимость можно на общих основаниях путем подачи заявления в муниципалитет.
Наиболее популярный вопрос и ответ на него по отказу от права собственности на земельный участок
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Валентин. На каких условиях и где я могу отказаться от права на дачный участок, приобретенный мной пару лет назад?
Ответ: Добрый день, Валентин. Согласно ст. 53 Земельного кодекса России вы можете добровольно отказаться от имущества. Для осуществления такой возможности необходимо составить соответствующее заявление по предоставленному образцу в государственном органе. В Вашем случае, делопроизводство будет осуществляться в РосРеестре.
Если при покупке дачи два года назад процедура производилась в этом же регистрирующем органе – представлять правоустанавливающие документы на землю не нужно. Если нет – необходимо к заявлению приложить технический план и договор купли-продажи.
Список законов
- Статья 53 ЗК РФ
- ФЗ № 218 от 13.07.2015 года
Образцы заявлений и бланков
Вам понадобятся следующие образцы документов:
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.