Аренда по 44-ФЗ

Здравствуйте, дорогой гость! В сегодняшней статьей мы мы обсудим тему Аренда по 44-ФЗ. Все вопросы можете сразу писать в форму обратной связи! Надеемся, что мы сможем решить Ваш вопрос

Письмо Минэкономразвития России от 09.12.2016 № Д28и-3361 «О закупке услуг по аренде земельных участков государственными заказчиками»

Должна ли указываться в контракте на аренду нежилого помещения ответственность согласно постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042, а также условия о приемке? Можно ли назвать «договором» данный контракт?

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в части правомерности объединения услуг по аренде и уборке помещений для обеспечения деятельности судей в один лот, в рамках компетенции сообщает следующее

Заказчик использует объект недвижимости (аренда помещения). Функционирование здания возможно при подключении его к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, горячего водоснабжения и при обеспечении электрической энергией.

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • Вперёд
  • В конец
  • Страница 1 из 3

Официальные торговые площадки

Официальные торговые площадки

Письмо Минэкономразвития России от 09.01.2017 № Д28и-25 «Об установлении приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при закупках услуг финансовой аренды (лизинга)»

Подлежит ли размещению в ЕИС информация о закупке услуг аренды транспортного средства с экипажем?

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2021 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в части при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, сообщает следующее.

АУКЦИОН НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Аренда муниципального или федерального имущества. Аренда государственной недвижимости

Аренда муниципального или федерального имущества считается отличной альтернативой соответствующему договору аренды с собственником — коммерческой организацией. Предприниматели действуют из тех соображений, что так как муниципальные и государственные органы ничего не затратили на приобретение сдаваемой в аренду собственности то и арендная ставка будет не высокой. Привлекает коммерсантов и то, что договор, основанный на торгах более легитимный, то что он продолжительный (более года) и регистрируется в реестре сделок с недвижимостью. Привлекает неизменность арендной платы, стабильность арендодателя и длительность срока аренды. 

АУКЦИОН НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА. Аренда государственной недвижимости.

Но есть еще и «ложка дегтя». Первое это то что начальная выставляемая на аукцион арендная ставка рассчитывается независимым оценщиком на основании рыночных ставок, а далее еще идет аукцион, где представляются ценовые предложения. А иногда такие, которые намного выше рыночных ставок. Достаточно часто после аукциона проигравшие произносят: «Да это НЕВОЗМОЖНО! Я знаю экономику этого бизнеса! Они точно разорятся с такой арендной платой!»

Еще одна особенность заключается в том, что сдающее в аренду свое помещение коммерческая организация, как правило представляет дополнительные сервисы, как-то: охрана, клининг, техобслуживание, я уже не говорю о наличии ремонта помещения, вентиляции и кондиционирования. Как правило у помещений, находящихся в гос. Собственности, сдающихся впервые, таких приятных опций нет. Если конечно предыдущий арендатор об этом не позаботился и не оставил. Длительность же арендного договора при определенных обстоятельствах может сработать и в минус. Например, при понижении рыночных ставок на аренду помещений. В тех случаях, когда в процессе эксплуатации оказалось, что у Вас излишки площадей и Вы хотите часть сдать, или, Вы захотели перезаключить на другое юридическое лицо арендный договор, или захотели сменить профиль деятельности организации, а помещение только конкретного назначения. Передать часть площади в субаренду весьма затруднительно. Переуступка права аренды возможно только через смену учредителей, что не всегда реально.

Есть случаи, когда у предпринимателя альтернативы нет. Найти помещение под офис или магазин можно у частных компаний. А поставить без разрешения городских властей палатку около метро или автомат по продаже напитков в подземном переходе невозможно. Необходимо проходить обязательную конкурентную процедуру, подавать и подписывать электронной подписью заявку через официальный сайт, оплачивать задаток, и совершать еще много иных действий, связанных с участием в торгах.

Договор аренды муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Порядок проведения торгов на право аренды определяется в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Статья устанавливает общие требования к порядку передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. Порядок проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества устанавливается в приказе Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Конечно существуют исключения, при которых при заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества не требуется проведение торгов. Все эти исключения предусмотрены в ст.17.1. Закона о защите конкуренции. Если коротко, то это случаи, которые регулируются Земельным, Лесным или водными кодексами, законом о недрах и концессиях. Второе исключение — это созданные образовательными организациями предприятия, которые занимаются внедрением результатов ноу-хау с вкладом в уставный капитал интеллектуальной деятельностью и запретом на сдачу в субаренду. Далее — это предоставление прав владения и пользования на основании международных договоров России. А также случаи предоставления имущества для ведения уставной деятельности некоммерческим организациям, адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предприятиям для размещения сетей связи, объектов почтовой связи.

Необходимо заметить, что помимо таких сделок, как аренда государственного и муниципального имущества существуют договора безвозмездного пользования, договора на доверительное управление собственностью. В рамках подобных соглашений федеральная или муниципальная собственность передается контрагенту в лице предприятия на неопределенный срок. В свою очередь, другая сторона должна управлять полученной собственностью в интересах ее владельца или иного выгодоприобретателя. Но это отдельная тема для отдельной статьи.

Предприниматели должны обратить внимание, что документация об аукционе на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества может содержать:

Требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору.

Требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества.

Требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик.

Требования к описанию участниками аукциона выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.

При этом любое предприятие имеет право участвовать в торгах независимо от квалификации и опыта на рынке. Нет никаких ограничений в этом плане. В документацию об аукционе на аренду муниципального имущества не допускается включение:

Требований к участнику аукциона (в том числе требований к квалификации участника аукциона, включая наличие у участника аукциона опыта работы).

Требований к деловой репутации участника аукциона.

Требований наличия у участника аукциона производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов.

Таким образом, аренда государственного и муниципального имущества для предпринимателей в последние годы стала доступней, не смотря на то что злоупотреблений в этой сфере еще предостаточно.

АУКЦИОН НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА. Аренда государственной недвижимости.

Аренда по 44-ФЗ: составляем договор и прописываем НМЦК

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что значит аренда по 44-ФЗ
  • Как составить договор аренды по 44-ФЗ
  • Как составить техзадание по аренде имущества
  • Как провести закупки аренды по 44-ФЗ
  • Как рассчитать НМЦК при закупке аренды помещений по 44-ФЗ

Аренда по 44-ФЗ представляет собой закупку услуг по использованию жилых или нежилых помещений. Также в аренду можно брать различное оборудование или транспорт. Общие правила остаются такими же, как и при обычных закупках, но есть несколько нюансов.

Закупить арендные услуги можно как у одного поставщика, так и путем проведения конкурентных процедур, однако оснований для заключения договора будет всего три. Помимо этого, важно не ошибиться в расчете НМЦК и правильно описать объект. Подробнее расскажем об этом в нашей статье.

Как составить техзадание по аренде имущества

Процедура размещения государственного заказа на аренду имущества по 44-ФЗ предполагает составление технического задания:

  1. Локализация объекта.
  2. Требуемые параметры объекта. Относительно недвижимого имущества это могут быть размеры, характеристики освещенности помещений, ограничения по расположению (например, помещение не должно быть в подвале), наличие объектов инфраструктуры и пр.
  3. Функции владельца. Заказчик может выдвинуть требования к арендодателю по обслуживанию помещения: уборка, охрана и пр.

Как провести закупки аренды по 44-ФЗ

Оформление контракта с единственным поставщиком

Проще всего осуществлять закупку у единственного поставщика, но в этом случае должны быть соблюдены соответствующие требования закона:

  • Объект закупки – аренда жилого либо нежилого помещения в соответствии с требованиями п. 32 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  • Объект закупки – аренда движимого имущества (транспорт, оборудование, приборы) при общей сумме контракта не более 300 тысяч рублей в соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  • Заказчиком является организация, для которой установлен предел в 600 тысяч рублей для закупок у единственного поставщика. Это учреждения культуры, отдыха, сферы образования и проч. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44 ФЗ).

Все закупки вне зависимости от процедуры выбора поставщика и объема должны быть в плане-графике. В том числе это касается закупок по аренде жилых помещений. Заказчики заранее должны определиться в своих потребностях и отразить их в планах-графиках. Закон не требует в этом случае составлять извещение, но нужно рассчитать и обосновать цену. Данная информация включается в договор самостоятельным разделом. Также обязанностью заказчика является составление еще одного документа, где нужно привести доказательства невозможности или нецелесообразности проведения конкурентной процедуры.

В рамках договора аренды стороны предусматривает условия, на которых будут оплачиваться коммунальные услуги. Если в контракте отсутствуют эти положения, то на основании п. 10 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ необходимо будет составить дополнительное соглашение. Как правило, при заключении договора в сумму арендной платы включается компенсация затрат владельцу на коммунальные услуги.

Это условие может быть отражено в тексте договора примерно следующим образом: «Стоимость услуг по настоящему договору включает арендную плату и сумму затрат на коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, канализация, отопление, электроснабжение), потребленные Арендатором. Величина расходов на коммунальные услуги определяется в соответствии со счетами поставщиков пропорционально занимаемой Арендатором площади и оплачивается Арендатором на основании счета, выставляемого Арендодателем с приложением копий счетов ресурсоснабжающих организаций».

Как уже упоминалось выше, долгосрочные договоры на аренду объектов недвижимости сроком действия более 12 месяцев необходимо зарегистрировать в Росреестре (п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса РФ).

Выбор поставщика через электронный аукцион

Если необходимо произвести закупку аренды оборудования, транспорта, объектов недвижимости в соответствии с положениями ст. 59 44-ФЗ, заказчик может проводить электронный аукцион по стандартной схеме.

Процедура проходит по следующему алгоритму:

  • Закупка включается в план-график.
  • Оформляется аукционная документация.
  • Пакет аукционных документов, извещение и проект контракта размещаются в Единой информационной системе.
  • Проводится аукцион.
  • Оформляется контракт на аренду с победителем аукциона. Информация о контракте не позднее 5 рабочих дней после его заключения публикуется в реестре контрактов (ч. 3 ст. 103 44-ФЗ).

Победителем электронного аукциона становится тот участник, который предложил самую низкую цену на аренду. Кроме того, он должен соответствовать всем прочим требованиям заказчика.

Выбор поставщика через запрос котировок

Использовать эту процедуру можно в том случае, если одновременно соблюдаются два условия:

  • НМЦК не более 500 тысяч рублей;
  • объем закупок за год, в которых определение поставщика проводилось путем электронного запроса котировок, составляет меньше 10 % от общего объема либо не более 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).

Это единственные ограничения для выбора данной конкурентной процедуры. Если закупка аренды имущества запланирована и отмечена в плане-графике, заказчик может проводить запрос котировок. Процедура не отличается от таковой для других объектов и состоит в подготовке пакета документов – извещение и проект контракта – и его публикации в Единой информационной системе. Затем собираются заявки и определяется победитель, заключается контракт.

В соответствии с ч. 7 ст. 82.4 44-ФЗ в качестве поставщика выбирается участник, чье предложение содержит наименьшую цену, а сам он полностью удовлетворяет требованиям заказчика. Затем на протяжении 5 рабочих дней необходимо подать сведения в реестр контрактов.

Выбор поставщика через электронный конкурс

Ограничений для этой процедуры намного больше. Ее можно выбирать в том случае, если объект закупки не попадает в аукционный перечень. Продолжительность конкурса и повышенные требования к участникам делают процедуру достаточно сложной. Если речь идет о закупке аренды по 44-ФЗ, то это не самый лучший путь определения поставщика. Кроме того, конкурс проводится лишь при аренде движимого имущества, а договор относительно недвижимости можно заключить лишь с единственным поставщиком или тем, который выбран через электронный аукцион и запрос котировок.

Предположим, у бюджетного учреждения есть необходимость найма движимого имущества. При этом важна не только стоимость услуги, но и прочие параметры объекта. В этом случае лучше всего выбирать поставщика через конкурсную процедуру. Действия заказчика должны быть такими же самыми, как и в предыдущем случае: внесение закупки в план-график, подготовка и публикация конкурсной документации и извещения, проведение торгов, выбор победителя, заключение с ним контракта.

В этой процедуре предложенная цена не является определяющим фактором для выигрыша, так как заказчик рассматривает и прочие условия исполнения контракта. Сведения о заключенном контракте передаются в реестр на протяжении 5 рабочих дней после его подписания.

Что значит аренда по 44-ФЗ

В соответствии с Гражданским кодексом РФ под арендой понимается пользование объектом на временной основе. При этом стороны (арендатор и арендодатель) заключают между собой соглашение, закрепляя в нем свои отношения.

Вопросы найма недвижимого имущества также прописаны в законодательстве о контрактной системе (ст. 93 44-ФЗ). В соответствии с этим нормативным актом государственные и муниципальные учреждения имеют право арендовать жилые и нежилые помещения и земельные участки для собственных нужд. Причем располагаться объекты недвижимости могут как на территории России, так и за ее пределами, если того требует деятельность заказчика.

Аренда имущества по 44-ФЗ также связана с необходимостью для заказчика выбрать поставщика. Контракт может быть заключен с единственным поставщиком в соответствии со статьей 93, либо проводится конкурентная процедура – электронный аукцион, запрос котировок.

Если заказчик принимает решение о закупке у единственного поставщика, то ему необходимо иметь документальное подтверждение невозможности либо нецелесообразности выбора поставщика через тендер. Также потребуется привести доказательства в пользу установленной цены предмета контракта.

Обратите внимание! В такой закупке заказчик самостоятельно назначает сумму обеспечения исполнения контракта.

Доступ к видео от эксперта
с разбором изменений
в госзакупках вступающих
в силу в ближайшее время

Условия акции «Курсы по профпереподготовке со скидкой 50%»

Сроки проведения акции с 9:00 часов 13.12.2021 по 23:59 часов 14.12.2021 по московскому времени.

Указанная скидка действует только при наличии удостоверения или диплома, полученного ранее, если пройдено обучение по аналогичной программе в любой образовательной организации.

Как составить договор аренды по 44-ФЗ

Любой договор имеет юридическую силу только в том случае, если он содержит все существенные условия.

Если говорить об аренде нежилых помещений по 44-ФЗ, то в соглашение нужно обязательно включить следующие положения:

  • наименование и реквизиты арендатора и арендодателя;
  • информация относительно арендуемого объекта, позволяющая его идентифицировать (адрес, целевое назначение, площадь, кадастровый номер);
  • сумма арендной платы.

Если контракт аренды по 44-ФЗ составляется на нежилое помещение, расположенное на земельном участке, то условия найма распространяются также и на сам участок, это дополнительно должно быть оговорено в тексте соглашения. Обычно срок аренды помещения определяет и период, в течение которого арендатор может пользоваться земельным участком, даже если это отдельно не прописано в тексте договора. Сдача в наем объекта недвижимости не предполагает перехода прав собственности на него.

При заключении договора найма с единственным поставщиком стороны должны обсудить, в каком порядке будут оплачиваться коммунальные услуги. Здесь возможны два варианта: либо данные вопросы урегулированы в рамках этого же соглашения, либо заказчик заключает дополнительный контракт на поставку ресурсов.

Договор аренды объекта недвижимости должен быть составлен письменно. При этом если срок его действия более 12 месяцев, он подлежит обязательной государственной регистрации. Регистрацию осуществляет уполномоченный государственный орган, куда надо предоставить пакет документов – заявление, договор найма, кадастровый паспорт.

Как рассчитать НМЦК при закупке аренды помещений по 44-ФЗ

Обязанностью заказчика является обоснование НМЦК. Если поставщик выбирается посредством конкурентной процедуры, то стоимость следует рассчитать исходя из сопоставимых рыночных цен. Если же сделка проводится с единственным поставщиком, то цена определяется на минимальном уровне.

Конкурентные процедуры выбора поставщика

Способ определения цены при проведении электронного аукциона или запроса котировок выбирается в соответствии с требованиями ст. 22 закона 44-ФЗ. В первую очередь необходимо использовать метод сопоставимых цен. Это значит, что стоимость объекта закупки устанавливается на среднем уровне из имеющихся на рынке предложений. Такое требование содержится в ч. 6 ст. 22 закона № 44-ФЗ, а также в письме Минэкономразвития от 2 мая 2021 г. № Д28и-1963.

Приведем пример относительно расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен.

Организация имеет потребность арендовать нежилое помещение 50 м2. Контрактному управляющему необходимо рассчитать и обосновать стоимость объекта, для этого он запрашивает коммерческие предложения у трех владельцев объектов недвижимости сопоставимого уровня. На запрос были присланы следующие предложения по стоимости 1 м2:

  • компания 1 – 900 руб/м2;
  • компания 2 – 2021 руб/м2;
  • компания 3 – 550 руб/м2.

Специалист заказчика, используя метод сопоставимых рыночных цен, производит следующие расчеты:

Средняя арифметическая цена = ((900 руб. + 2021 руб. + 550 руб.) : 3) = 816,7 руб.

Среднее квадратичное отклонение = 239,3.

На основе этих данных вычисляется коэффициент вариации, который составил 29,3 % (239,3 руб.: 816,7 руб. × 100).

Коэффициент вариации нужен для того, чтобы оценить степень разброса цен. Так как его значение ниже 33 %, это позволяет сделать вывод об однородности цен.

Далее рассчитывается НМЦК контракта:

НМЦК = 50 м2 × ((900 руб. + 2021 руб. + 550 руб.): 3) = 40 835 руб.

Неконкурентные закупки

Заключая договор с единственным поставщиком, заказчик должен провести анализ рынка и выбрать наименьшую стоимость объекта закупки, которая и будет определять цену контракта.

Если сделка проводится на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ, то в текст контракта необходимо включить алгоритм расчета цены и ее обоснование, в качестве которого можно взять наименьшее значение среди предложений рынка. Обосновать стоимость можно и заключениями независимых экспертов относительно цены аренды соответствующих объектов (письмо Минэкономразвития России от 30 декабря 2021 г. № Д28и-3863).

Если сделка по аренде помещения по 44-ФЗ относится к категории малых закупок, то у заказчика нет необходимости готовить обоснование как цены, так и способа выбора поставщика.

Важно! Если закупка проводится методом конкурентной процедуры, то не следует устанавливать НМЦК по самому минимальному значению, которое удалось найти на рынке. Подобное обоснование может быть расценено контролирующими органами как ограничивающее конкуренцию.

О понятии минимальной цены можно говорить лишь при условии, что сравнивается несколько предложений. Законом не установлено, какую именно цену следует считать минимальной. Заказчик, который в качестве НМЦК установил самое низкое предложение на рынке, рискует не получить на свой тендер ни одной заявки. В таком случае он будет вынужден проводить повторную процедуру.

Когда закупается аренда помещения по 44-ФЗ, то при расчете НМЦК надо учитывать еще и стоимость коммунальных услуг. Это справедливо и в случае заключения контракта с единственным поставщиком, и при проведении конкурентной процедуры.

Если же стоимость коммунальных услуг не учтена в сумме контракта, то компенсировать их можно отдельно на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ, при наличии выставленных счетов. Но этот способ менее выгоден заказчику, поскольку в законе существует ограничение на годовой объем малых закупок. Поэтому лучше, когда затраты на коммунальные услуги входят в стоимость контракта (письмо Минэкономразвития от 30 ноября 2021 года № Д28и-3446).

Ваша корзина пуста

Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: