О регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу дислокации воинской части

Здравствуйте, уважаемые посетители. В этой статье мы обсудим следующее: О регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу дислокации воинской части. Если у Вас появился вопрос, сразу задавайте его консультанту. Надеемся, что информация Вам пригодится

Регистрация военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей и ее юридическое значение

#право#закон#военноеправо

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно нормам ст. 1 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. N 5242-I ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Военнослужащие как особая категория государственных служащих, выполняющая важную государственную функцию по обеспечению вооруженной защиты государства, по своему статусу, закрепленному в законодательстве*(1), ограничиваются в праве на свободу передвижения и выбора места жительства или пребывания, так как их место жительства или место пребывания определяются интересами обороны государства и зависят от места прохождения военной службы.

Тем не менее, в соответствии с законодательными нормами все граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, предписывают всем гражданам в семидневный срок с момента прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам для регистрации.

Однако регистрация по месту жительства — это не только обязанность. Хотя законодатель и установил, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, многие права и свободы, вытекающие, например, из договоров или нормативных правовых актов, ставятся в зависимость от наличия регистрации по месту жительства или по месту пребывания*(2). Такие права в большинстве своем не могут быть ограничены статусом военнослужащего и должны осуществляться свободно. Поэтому законодатель предусмотрел гарантию для военнослужащих иметь возможность исполнять законные обязанности и полноценно использовать свои права и свободы. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Последнее время в федеральном органе исполнительной власти, в котором автор настоящй статьи проходит военную службу, широкую практику получили обращения военнослужащих по команде о регистрации их по месту жительства по адресам воинских частей. Неправомерность большинства таких обращений побудила автора к написанию настоящей статьи. Необходимо обратить внимание на то, что норма п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит в себе ряд условий, при одновременном наступлении которых должна осуществляться регистрация по адресам воинских частей.
Во-первых, регистрация военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей предусмотрена при прибытии военнослужащего к новому месту военной службы. Теоретически можно предположить, что военнослужащие, заключающие первый контракт о прохождении военной службы и прибывающие для прохождения военной службы к первому (но не новому) месту военной службы, лишены возможности зарегистрироваться по месту жительства по адресам воинских частей. Однако здесь следует учитывать, что граждане до поступления на военную службу уже обязаны иметь регистрацию по месту жительства, и практика показывает, что нет таких лиц, которые заключали контракт о прохождении военной службы, не имея при этом регистрации по месту жительства. Возможно, что у такого военнослужащего имеется регистрация в другом населенном пункте, отличном от места дислокации воинской части, но в этом случае необходимо регистрироваться по месту пребывания по адресу воинской части.
Косвенным подтверждением необходимости выполнения первого условия для регистрации военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей может послужить вывод, сделанный в определении Ленинградского окружного суда от 25 октября 2010 г
. N 795-КГ по делу о рассмотрении кассационной жалобы воинского должностного лица на решение Великоновгородского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2010 г. по заявлению майора Н.
Суд указал следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по установленным нормам регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Именно указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, гарантия предоставления жилых помещений либо, в случае их отсутствия, выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений предоставляется только военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих.

Следует обратить более пристальное внимание на второе условие для осуществления регистрации — наличие необходимости обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, которое следует из того, что военнослужащие регистрируются до получения жилых помещений по установленным нормам. Такая необходимость может быть установлена и закреплена только путем признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (в том числе и служебном), постановки его на соответствующий учет уполномоченным органом. Этим действиям непременно должна предшествовать процедура проверки жилищных условий военнослужащего и членов его семьи для установления наличия или отсутствия оснований для жилищного обеспечения.
В совокупности оба названных условия дают право военнослужащему совместно с членами его семьи зарегистрироваться по месту жительства по адресу воинской части
. В то же время часто возникают такие ситуации, когда военнослужащие прибывают к новому месту службы, где жильем они обеспечены и регистрируются по месту жительства. Оснований для их жилищного обеспечения не имеется и соответственно регистрации по адресу воинской части также. Но впоследствии по различным причинам у них ухудшаются жилищные условия и появляются основания для жилищного обеспечения. Могут ли в таком случае военнослужащие зарегистрироваться по месту жительства по адресу своей воинской части, если первое условие — прибытие к новому месту военной службы, наступило не одновременно со вторым условием? Можно сказать, что складывается противоречивая ситуация, когда одни «бесквартирные» военнослужащие могут быть зарегистрированы по месту жительства по адресам воинских частей, а другие «бесквартирные» не могут, так как не прибывали к новому месту службы, хотя обе категории равны по своему социальному положению. Однако здесь необходимо учитывать те обстоятельства, которые привели к созданию негативной жилищной ситуации.

Среди военнослужащих укрепилось неправомерное и необоснованное понимание института регистрации по адресу воинской части как инструмента для последующего жилищного обеспечения, как основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Считается, что такая регистрация ведет к автоматическому принятию на учет в качестве нуждающихся в жилищном обеспечении, а не наоборот, как видится автору настоящей статьи, признание нуждающимся порождает обязанность зарегистрировать военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части при отсутствии у него жилых помещений, пригодных для проживания, и при соответствующем волеизъявлении. Утвердившись во мнении о неизбежности предоставления жилья в случае наличия штампа в паспорте с юридическим адресом воинской части, военнослужащие начинают «натягивать» свои жилищные условия на основания для признания их не имеющими жилых помещений. Самая распространенная схема превращения в «бумажных» бомжей довольно проста: жилое помещение, находящееся в собственности, передается супругу(е) или какому-нибудь родственнику, затем оформляется развод или иное прекращение семейных отношений, а после в судебном порядке собственник выселяет военнослужащего как бывшего члена семьи из жилого помещения со снятием с регистрационного учета по месту жительства. При этом, некоторыми органами регистрационного учета во время снятия с регистрации выдаются листки убытия с необоснованной отметкой о том, что гражданин убывает с предыдущего места жительства к месту прохождения военной службы, что дает военнослужащим веские основания утверждать, что должностные лица воинской части обязаны обратиться в территориальный орган ФМС России для регистрации таких военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части.

Автор настоящей статьи полагает, что в таких случаях военнослужащие не имеют права на регистрацию по месту жительства по адресам воинских частей, а также оснований для их жилищного обеспечения. Следует иметь в виду, что регистрация «при части» неразрывно связана с прохождением военной службы по контракту и вызвана спецификой и особенностями военной службы, а прекращение прав на жилое помещение и снятие с регистрационного учета, вытекающие из семейных, жилищных, гражданских и иных правоотношений, никаким образом не связаны со статусом военнослужащего и прохождением военной службы. Соответствующим органам военного управления необходимо отказывать таким военнослужащим в регистрации по месту жительства по адресу воинской части, а при рассмотрении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении применять норму о намеренном ухудшении жилищных условий. Такой отказ основывается на отсутствии соблюдения условия прибытия к новому месту службы и необходимости жилищного обеспечения по месту службы. Практика показывает, что многие военнослужащие сознательно занимают абсолютно пассивную позицию в процессе судопроизводства по делам об их выселении и снятии с регистрационного учета. В судебных решениях указывается, что ответчик не принял участие в заседании, либо признает исковые требования, либо не возражает против них и просит удовлетворить иск в полном объеме. Об обжаловании решений во второй инстанции речи даже не идет. Это справедливо наталкивает на мысль о намеренных действиях военнослужащих, влекущих к созданию оснований для жилищного обеспечения и регистрации по адресам воинских частей. Даже несмотря на отдельные случаи вынужденного выселения с места жительства со снятием с регистрационного учета, при котором военнослужащий употребил все возможные способы защиты своих прав, регистрация по месту жительства по адресам воинских частей обусловливается только обстоятельствами прохождения военной службы, а не иными обстоятельствами, вытекающими из гражданских, семейных, жилищных и иных правоотношений.

Возможно, проблема регистрации военнослужащих по адресам воинских частей может усугубиться тем, что с 1 января 2011 г. вступили в силу изменения в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с которыми заявление на регистрацию по месту жительства и иные документы могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Автор настоящей статьи предлагает открыть дискуссию по теме осуществления регистрации военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей и приглашает других авторов высказать свои мнения по этой проблеме и поделиться опытом разрешения споров об отказе военнослужащим в регистрации по месту жительства по адресам воинских частей.

Д.Ю. Гайдин,
соискатель Московского пограничного института ФСБ России,
юрисконсульт подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации

«Право в Вооруженных Силах», N 2, февраль 2011 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ; Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ; Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
*(2) Например:
1) непременным условием выдачи потребительского кредита в коммерческом банке является наличие постоянной регистрации по месту жительства;
2) основанием для включения гражданина в списки избирателей является факт нахождения его места жительства на территории избирательного участка, подтверждаемый органами регистрационного учета в установленном порядке, т.е
. отметка о регистрации;
3) транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах гражданина Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.

Другие новости и статьи

« О некоторых вопросах проведения разбирательств в соответствии с дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации

Рассчитывают повысить пенсии военным пенсионерам »

Запись создана: Четверг, 18 Июнь 2021 в 0:31 и находится в рубриках Новости, Современность.

метки: военнослужащий, право, ркгистрация

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Регистрация военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части

В настоящее время Вооружённые Силы Российской Федерации находятся в очень сложной ситуации: с одной стороны происходит реформирование армии, её профессионализация, сокращение, или как любят сегодня выражаться чиновники – оптимизация численности, с другой – перевооружение, увеличение финансирования, другие мероприятия, которые имеют и будут иметь важнейшее значение для настоящего и будущего нашей страны. (Положительное или отрицательное – сегодня однозначно сказать нельзя, покажет только время), но за всем этим стоят судьбы миллионов людей: военнослужащих, лиц гражданского персонала воинских частей, военных пенсионеров и членов их семей, иных связанных с армией людей.

Социальная защита военнослужащих и членов их семей представляет собой одну из основных составляющих правового статуса военнослужащих, обеспечение реализации которого является важнейшей функцией государства. К сожалению, на деле указанное положение, которое должно определять и обуславливать деятельность уполномоченных органов, нередко не только не соблюдается, но, зачастую, просто попирается отдельными должностными лицами, что только усугубляет и без того сложную ситуацию в области социальной защиты военнослужащих.

Как показывает практика, именно нарушение прав и свобод военнослужащих является наиболее частой причиной возникновения конфликтов между военнослужащими и командованием воинских частей. Хотя, с другой стороны, все большее распространение среди военнослужащих получает и такое явление как «экстремизм права» – злоупотребление предоставленными им правами в ущерб государству в целях получения какой-либо выгоды, что зачастую проявляется в жилищном и денежном обеспечении.

Регистрация военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части является на сегодняшний день одной из важнейших составляющих системы социальных гарантий военнослужащих, направленной на создание необходимых условий для реализации предоставленных им прав и свобод, как лицам, не обеспеченным государством жилыми помещениями в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

С начала 90-х, когда институт пресловутой прописки канул в лету, в жизни всех россиян появилась регистрация (2 вида):

– по месту жительства (постоянная)

– по месту пребывания (временная)

К сожалению, до сих пор наша страна и весь её чиновничий аппарат не забыли значения прописки для граждан и полностью перенесли его на регистрацию. Ни наличие соответствующих положений Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», предусматривающих уведомительный порядок регистрации и отсутствие зависимости реализации гражданами прав и свобод от наличия у них постоянной регистрации, ни неоднократные судебные акты высших инстанций о разъяснении сущности регистрации до сих пор не могут пробить брешь в укоренившемся в чиновничьем сознании неправильном понимании. Поэтому на сегодняшний день регистрация для нашего гражданина – это больше, чем просто уведомление государства о месте своего жительства или пребывания, зачастую – это пропуск в ряды своих, местных, которые и социально защищены и обеспечены в отличие от лиц, не имеющих регистрации. Исключение не составляют и военнослужащие.

Не вдаваясь в подробности и общий порядок регистрации граждан, необходимо отметить, что любая регистрация осуществляется по конкретному адресу жилого помещения.

Тяжёлые 90-е годы 20 века не обошли стороной и Вооружённые Силы, обеспечение военнослужащих положенными видами довольствия полностью практически не осуществлялось, либо происходило с большими задержками, особенно это отразилось на жилищном обеспечении. Проблемы тех лет мы пытаемся решать и поныне – до сих пор более 130 тыс. семей военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, ждут положенные им квартиры.

В связи с имеющимися проблемами в жилищном обеспечении военнослужащих и необходимостью предоставления им возможности реализовывать права и свободы, законодателем в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» была введена норма, предоставляющая военнослужащим и членам их семей право на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части. Данная регистрация практически ничем не отличается от обычной постоянной регистрации, за исключением ряда условий её предоставления и формального срока действия – до получения военнослужащими служебного жилого помещения или жилья для постоянного проживания.

Одной из важнейших проблем в части реализации военнослужащими права на регистрацию является то, что ни один правовой акт не определяет порядок регистрации военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части с момента подачи им рапорта до получения паспорта с проставленным в нём соответствующим штампом. А подводные камни могут встретиться на любом этапе этого пути.

Ввиду того, что форма рапорта, который должен подать военнослужащий, выражая тем самым просьбу о его регистрации по месту жительства по адресу воинской части, является произвольной (то есть пишут, кто во что горазд), значительная часть из указанных рапортов командирами воинских частей может не исполняться по формальным признакам.

Анализ указанных рапортов показывает, что большая часть военнослужащих обращается к командиру воинской части с просьбой «зарегистрировать по месту жительства по адресу воинской части», при этом практически ни у кого не возникает даже тени сомнения в правильности выбранной формулировки. Вместе с тем командир воинской части не является органом регистрационного учёта и в его компетенцию не входит осуществление регистрации военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части.

В целях избегания неточностей в формулировках, которые могут привести к отказу в удовлетворении требований военнослужащего, в соответствующем рапорте необходимо излагать конкретную, чётко выраженную просьбу, выполнение которой входило бы в полномочия командира воинской части.

Командиру войсковой части 12345

полковнику А.А. Петрову

Рапорт

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прошу Вашего решения об оформлении необходимых документов для регистрации меня, майора Иванова Т.В., начальника вещевой службы, по месту жительства по адресу войсковой части 12345 (г. Санкт-Петербург, ул. Садовническая, д. 24) и направлении их в орган регистрационного учёта.

Жилым помещением в месте прохождения военной службы (г. Санкт-Петербург) не обеспечен.

Начальник вещевой службы войсковой части 12345

майор

Т.Иванов

дата

Необходимо отметить, что законодатель, создавая институт регистрации по месту жительства по адресу воинской части, опираясь на уже существовавший институт регистрации по месту жительства, его нормативно-правовую базу, а также на практику её правоприменения, не осуществил важнейшее в данном случае мероприятие – согласование и приведение в соответствии с федеральным законодательством (в частности с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих основания и порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства, отсутствие которого породило длительную и никому не нужную историю борьбы военнослужащих за реализацию их права и права членов их семей на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части.

При этом если вышеуказанная проблема в настоящее время в своём большинстве сошла на нет, чему значительно способствовала как обширная судебная практика, так и результативное взаимодействие между федеральными и региональными органами власти, то проблемы регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части технико-юридического характера остаются актуальными и по сей день.

Одним из документов, предоставляемых при регистрации по месту жительства по адресу воинской части является заявление о регистрации по месту жительства. При этом нормативные правовые акты, регламентирующие основания и порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не содержат каких-либо особенностей оформления необходимых документов при осуществлении указанной регистрации. Так, в приложении № 6 (заявление о регистрации по месту жительства) к Инструкции предусмотрены следующие графы: «Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение», «на основании» и «подпись лица, предоставившего жилое помещение». Однако в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Иными словами, указанная регистрация военнослужащих и членов их семей должна осуществляться без предоставления жилых помещений.

Данный вывод подтверждает и п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2021 г. № 713, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учёта по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Необходимо выделить как специфический характер, так и особые основания получения регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей, закреплённые в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и обусловленные правовым статусом военнослужащих. К сожалению, ни указанные нормативные правовые акты, ни правоприменительная практика не пошли по пути совершенствования законодательства путём разрешения коллизионной ситуации.

Так, исходя из вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что при регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей, отсутствуют как фактические, так и правовые основания для заполнения граф «Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение», «на основании» и «подпись лица, предоставившего жилое помещение», что, в противном случае, приводит к предоставлению уполномоченным должностным лицом воинской части (вплоть до настоящего времени данным должностным лицом, как правило, являлся командир воинской части) сведений, не соответствующих действительности.

В то же время необходимо принять во внимание и позицию Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, выраженную в Определении от 30 октября 2021 года № КАС 03-489 «из анализа содержания форм, утверждённых приказом МВД России 2021 года № 393 (в том числе Форма № 6. Заявление о регистрации по месту жительства) следует, что оспариваемая подпись (подпись лица, предоставившего жилое помещении, заверенная должностным лицом) требуется лишь в тех случаях, когда регистрация производится в жилом помещении, предоставленном регистрируемому другим лицом (собственником, нанимателем, арендатором и т.п.)».

Таким образом, при указанных обстоятельствах, вставая на сторону военнослужащих и членов их семей в реализации их права на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части, нельзя оставлять без внимания и позицию командиров воинских частей, которые, оставаясь заложниками существующей ситуации, тем не менее, вынуждены идти на нарушение важнейших принципов права – законности и достоверности предоставляемых сведений.

В целях разрешения создавшейся ситуации был сделан запрос в Федеральную миграционную службу России о разъяснении порядка реализации положений Инструкции применительно к регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей по вышеуказанным основаниям.

В ответе на указанный запрос (исх. № МС-1/10-6680 от 18 апреля 2021 года) заместитель директора Федеральной миграционной службы указал:

«Общие принципы регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены статьей 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В соответствии с данной статьёй постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2021 года № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Абзацем 2 пункта 23 указанных Правил установлено, что регистрация военнослужащих по месту их жительства осуществляется на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву).

В соответствии с абзацем 3 пункта 23 Правил военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учёта по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов, устанавливаются МВД России.

Из анализа содержания форм, прилагаемых к Инструкции, следует, что указание Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение, и его подпись, требуются лишь в тех случаях, когда регистрация производится в жилое помещение, предоставленное другим лицом (собственником, нанимателем, арендатором и т.п.).

Таким образом, в приложении № 6 утверждена общая форма заявления, применяемая с учётом особенностей оснований, по которым лицо вселено в жилое помещение».

Как видно из вышеприведённых положений, данное разъяснение не содержало как чёткой позиции уполномоченного органа в моделируемой ситуации, так и объективного ответа на поставленные вопросы, что не позволило однозначно разрешить создавшуюся ситуацию.

В ответе на повторный запрос (исх. № МС-2/10-11883 от 26 июня 2021 года) начальник управления паспортной работы и регистрационного учёта населения Федеральной миграционной службы России указал:

«В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Статьёй 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявления по установленной форме, документа, удостоверяющего личность гражданина, а также документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ).

Форма заявления о регистрации по месту жительства (форма № 6) установлена приказом МВД России от 23 октября 2021 года № 393, внесение каких-либо произвольных изменений и дополнений в данную форму не предусмотрено.

Исходя из общих начал и смысла регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и требований добросовестности и разумности, полагаем возможным при регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части в графе «на основании» указывать п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», графу «жилое помещение предоставлено» не заполнять, в графе «подпись лица, предоставившего жилое помещение» проставить подпись лица, ответственного за регистрацию, и печать, а слова «предоставившего жилое помещение» зачеркнуть».

Форма № 6

Таким образом, уполномоченным должностным лицом Федеральной миграционной службы России были даны конкретные и исчерпывающие разъяснения о порядке оформления и заполнения заявления о регистрации по месту жительства в случае указанной регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части. Данные положения разрешают ряд имевшихся юридико-технических проблем в части предоставления командирами воинских частей недостоверных сведений в процессе оформления заявления о регистрации по месту жительства, что в целом будет только способствовать реализации соответствующего права военнослужащих и членов их семей.

Порядок оформления и пакет документов

Чтобы встать на квартирный учёт, военнослужащий подает на имя командира части рапорт о прописке, собирает пакет необходимых документов, и ждёт результата.

Подавший рапорт получает от командования:

  • Согласие. Ответ на рапорт подписывается командованием и вместе с пакетом документов его передают в паспортный стол – по месту расположения ВЧ. Если военнослужащий желает зарегистрировать детей, согласия администрации на это не требуется.
  • Отказ. Военнослужащий имеет право обращаться в суд с целью оспаривания решения командования. При необходимости инициируется судебный процесс о признании лица членом семьи военного.

Для прописки понадобятся такие документы:

  • согласие собственника жилья – в воинской части или в жилищном департаменте Минобороны;
  • паспорта и копии регистрируемых лиц;
  • правоустанавливающие документы на жилье;
  • заявление (форма № 6).

Платить за регистрацию не требуется. В заявлении, кроме адреса воинской части, следует указать информацию о жилье, в котором прописывается военнослужащий и члены его семьи.

Графа «жилое помещение не предоставлено» может оставаться незаполненной, если регистрация проходит при отсутствии жилья. Документы для регистрации в воинской части подаются лично военнослужащим, подача через доверенное лицо не допускается.

Образец рапорта можно посмотреть здесь. А образец заявление по форме № 6 можно скачать тут.

Подытожим порядок оформления регистрации:

  1. Подача рапорта командиру воинской части о необходимости регистрации военнослужащего и членов его семьи.
  2. Сбор необходимых документов.
  3. При получении разрешения на прописку и подписании рапорта – передача документов в паспортный стол по месту нахождения воинской части.

Зачем военнослужащему прописка?

Срочникам никаких особых преимуществ прописка в воинской части не даёт, это всего лишь формальность, регулируемая законом. А вот военные, несущие службу по контракту, имея прописку, получают целый ряд привилегий.

Что даёт прописка военнослужащему и членам его семьи:

  • Появляется вероятность, что служебное жилье перейдет в перспективе в собственность. Это может случиться:
    • после выхода на пенсию;
    • при получении инвалидности в служебное время;
    • при расформировании военной части.
  • Члены семьи военнослужащего смогут получить служебную квартиру в собственность, если он погибнет во время исполнения служебных обязанностей.
  • Возможность трудоустройства членов семьи по месту проживания.
  • Право отдавать детей в муниципальные детсады и школы.
  • Бесплатная медицинская помощь в ведомственных лечебно-профилактических учреждениях.
  • Получение региональных льгот ­­– если таковые имеются.

Популярные вопросы

Вокруг прописки военнослужащих возникает множество вопросов, связанных с жильём, льготами, правами и обязанностями регистрируемых.

Распространённые вопросы:

  • Вопрос: может ли пенсионер, проживая в служебном жилье (в закрытом городе), временно выписаться, чтобы получить в порядке очереди постоянное жилье?
    Ответ: чтобы получить жилье в собственность от государства, придётся сначала сдать служебную квартиру, где вы в данное время проживаете как военный пенсионер.
  • Вопрос: если военнослужащий прописан в ВЧ, а проживает на съемной квартире, можно ли отдавать ребёнка в детсад по месту проживания, а не регистрации?
    Ответ: в законе об образовании в РФ не предусмотрено требований в отношении прописки ребёнка при устройстве его в детсад. Единственное условие для принятия в детское дошкольное учреждение – наличие свободных мест.
  • Вопрос: что такое справка Ф-3 и кто её выдает?
    Ответ: это документ о размере жилой площади, занимаемой военнослужащим и членами его семьи, зарегистрированными по конкретному адресу.
  • Вопрос: если военнослужащий, прописанный в воинской части, был уволен, правомерно ли то, что спустя год он остаётся не выписанным оттуда?
    Ответ: после увольнения военнослужащего командование должно начать процесс снятия с регистрации из воинской части, вплоть до судебного процесса.

Процедура оформления регистрации военнослужащих не представляет собой ничего сложного. Соблюдение требований в отношении законодательства позволит военнослужащим не только избежать штрафных санкций, но и пользоваться всеми льготами и выгодами, которые даёт гражданину постоянная прописка.

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Adblock detector

Законодательство

Постановка военных на квартирный учёт производится на основании общефедеральных законопроектов, так как местные власти не имеют права каким-либо образом менять миграционные законы.

Регулирование регистрации военных производится на основании ведомственных нормативно-правовых актов (НПА), которыми устанавливаются правила несения службы в военных частях РФ, а также общими законами о миграционном учёте.

При прописке военных следует руководствоваться следующими документами:

  • ФЗ №5242, принятый 25.06.1993 г. (о правах выбора места проживания);
  • Постановление Правительства РФ №713 от 17.07.1995 г. (о правилах постановки/снятия с учёта);
  • Указ Президента РФ №1237 от 16.09.1999 г. (о прохождении воинской службы);
  • ФЗ №53 от 28.03.1998 г. (о военной службе и обязанностях военнослужащих);
  • ФЗ №76 от 27.05.1998 г. (о статусе военнослужащих).

В соответствии с законодательством, граждане, снятые с квартирного учёта, имеют только семь календарных дней на то, чтобы прописаться (зарегистрироваться) по новому адресу, превышение этого срока влечёт наложение штрафа.

Порядок регистрации при воинской части

Военнослужащий, прибыв в часть, не обязан немедленно регистрироваться и вставать на квартирный учёт. Процедура несколько растянута во времени, а её алгоритм будет зависеть от обстоятельств, связанных с получением жилья.

Порядок действий:

  1. Подписание контракта между военным и воинской частью о несении службы.
  2. Прибытие в воинскую часть (в том числе с членами своей семьи).
  3. Получение служебного жилья для проживания.
  4. Если по истечении трех месяцев жилье не будет предоставлено (для военнослужащих, кроме срочников, это единственная причина для прописки по адресу ВЧ), военнослужащий направляет в администрацию воинской части рапорт о прописке его и членов семьи по адресу воинской части.
  5. Военнослужащего ставят на квартирный учёт.

Командование воинской части может не зарегистрировать в ней военнослужащего по следующим причинам:

  • военному, несущему службу по контракту, предоставлено служебное жилье, и он проживает в нём;
  • у военнослужащего имеется в личной собственности жилье – дом или квартира, но он намеренно выписался из него, чтобы получить недвижимость.

Если у военного имеется несовершеннолетний ребёнок, отказ в служебном жилье недопустим ни при каких обстоятельствах. Командиры части обязаны зарегистрировать военнослужащего с детьми временно, пока не будет предоставлено жилье по месту службы.

Достаточно ли прописки при воинской части?

Законодатель обязал всех граждан регистрироваться по месту своего жительства или по месту пребывания. Эта правовая норма касается и военнослужащих. Прописывают военных в жилом помещении, выделяемом для них и членов их семей.

Прописка в ВЧ является полноценным правовым статусом, её наличие полностью покрывает требование закона о регистрации граждан.

Особенности прописки военных:

  • Граждан, призванных на службу, регистрируют в той воинской части, где проходит отбывание воинской повинности.
    Как только солдат демобилизуется, регистрацию аннулируют, и гражданин, закончивший службу, обязан прописаться по новому месту в течение сроков, предусмотренных законом.
  • Военнослужащие регистрируются по месту жительства – в служебной квартире, если не имеют собственного жилья. При этом закон обязывает всех граждан, в том числе и военных, вставать на регистрационный учёт, независимо от их правового отношения к жилью.
  • Военные могут быть прописаны по месту нахождения ВЧ и без предоставления им жилья. Это, прежде всего, касается срочников и контрактников.

Регистрация военнослужащих проводится в служебном или постоянном жилье. За выполнение процедуры отвечает командование части и должностные лица паспортного стола.

Военнослужащего можно зарегистрировать:

  • в военном городке;
  • в доме, относящемуся к жилищному фонду Министерства обороны;
  • на закрытой админтерритории;
  • на съемной квартире.

Особенности прописки военных

Военная служба часто сопряжена с переездами и перемещениями. Военнослужащие при изменении места службы, а равно и члены их семей, должны строго соблюдать квартирный учёт. Узнаем, каковы особенности регистрации военных при разных обстоятельствах.

Перевод из части

Военная служба часто сопровождается переводом из части в часть, поэтому следует учитывать, на постоянную он службу прибыл или на временную. Если военного переводят в часть на долгосрочную службу, у него появляется право сменить адрес квартирного учёта.

По ходу процедуры учитывают, куда осуществляется перевод – в населённый пункт этого же района или в другой регион:

Какая у вас прописка?

Регистрация по месту жительстваРегистрация по месту пребывания

  • при перемещении по региону – прописка не меняется;
  • при выезде за пределы региона – право на перерегистрацию появляется через 90 дней от момента прибытия к месту службы.

При переезде военнослужащего в другой город для прохождения службы, контрактник имеет право не сниматься с учёта по прежнему месту проживания. Сняться с учёта можно по месту прибытия, о чем в заявлении будет проставлена специальная отметка.

Регистрация при воинской части имеет признаки уведомительного характера, но при отсутствии регистрации у военнослужащего, а равно и членов его семьи, согласно КоАП (статья 19.15.1) могут оштрафовать на 2-5 тыс. рублей.

Увольнение

Если военнослужащий увольняется со службы, порядок снятия с квартирного учёта зависит от того, при каких обстоятельствах прекращается действие контракта.

Основания расторжения контракта и дальнейшая судьба регистрации:

  • Закончился контракт. Если договор не продлён, командование подготавливает Приказ об увольнении, аннулирующий воинскую обязанность и право на проживание в выданном ему ранее жилье.
    Военный с семьей должен в трёхмесячный срок покинуть служебное жилье и сняться с регистрации.
  • Выход на пенсию. Пенсионеры имеют право пользоваться служебным жильем и даже приватизировать его.
  • Состояние здоровья. При получении военным группы инвалидности появляется право на приватизацию. Если нет – приходится съезжать с квартиры.
  • Принудительное прекращение службы. Если расторжение контракта произошли из-за нарушения закона или дисциплины военнослужащим, он обязан покинуть служебное жилье в течение времени, выделенного ему на переезд.

Регистрация членов семьи

Согласно правительственному Постановлению № 713, на прописку в служебном жилье и по адресу ВЧ имеют право не только военнослужащие, но и члены их семей.

Правила и особенности прописки членов семей:

  • к родственникам применяют те же правила квартирного учёта, что и к военным;
  • прописывают только тех членов семьи, которые непосредственно проживают вместе с военнослужащим;
  • на квартирный учёт военнослужащего ставят только его жену и детей.

Дети до 18-летнего возраста защищены государством, поэтому их выписывают из жилья только при наличии доказательств того, что ребёнка есть куда прописать.

Возможно ли проживание без прописки?

Законодательство РФ не допускает проживания граждан РФ и иностранцев на территории страны без регистрации. Это требование применимо и к военнослужащим.

Если нет жилья

Если у военнослужащего не имеется жилья, потому что оно в принципе отсутствует, у него не остаётся иного выбора кроме как снимать квартиру/дом. В этом случае, военный вправе потребовать от командования части денежной компенсации за наем.

Образец рапорта о выплате денежной компенсации можно скачать здесь.

Что дает прописка

Наличие регистрации является необходимым условием для заключения контракта, в случае ее отсутствия подписание документа становится невозможным. И тут возникает вопрос: обязательна ли регистрация военнослужащих при войсковой части, если после завершения срока контракта гражданин планирует вернуться на свое предыдущее место жительства.

По российским законам, временная или постоянная регистрация обязана быть у всех граждан. Если по прибытии на место службы ему не предоставлено служебное жилье, тогда оформляется регистрация военнослужащего при части в отношении его самого, его супруги, детей и родителей.

Это не просто еще одна ненужная бумажка, а гарантия того, что семья военного под защитой. Это порождает последствия правового характера, основным из них выступает гарантия на получение бесплатного жилья от Минобороны в случаях:

  • сокращения должности, вызванное преобразованием военной части;
  • выхода на пенсию;
  • получения группы инвалидности или болезни, делающей дальнейшую службу невозможной;
  • смерти военного.

При наступлении этих последствий военный и члены его семьи вправе получить постоянное жилье.

Алгоритм действий

Рассмотрим пошагово, как прописаться в служебной квартире военнослужащему со своей семьей.

Шаг 1. Подписание контракта с воинским формированием.

Шаг 2. Прибытие к месту службы самого военного и членов его семьи.

Шаг 3. В течение 3 месяцев семья получает служебное жилье.

Шаг 4. Осуществляется регистрация военнослужащего по месту жительства в органе регистрационного учета.

Шаг 5. Если в течение 90 дней жилье не предоставлено, то на основании рапорта на имя начальника в/ч оформляется регистрация военнослужащего по адресу воинской части, где одновременно регистрируют и членов его семьи.

По окончании срока контракта человек обязан добровольно освободить предоставленное ему в пользование служебное помещение.

Если продолжение службы прерывается по разным причинам (упразднение должности, инвалидность и пр.), человек не исключается из штата до предоставления ему жилья.

Как оформить регистрацию, какие документы собрать

Процедура регистрации, как прописаться при части военнослужащему, проходит на общих основаниях в предоставленном по месту жительства служебном жилье. Необходимые документы:

  • рапорт, написанный на имя командира в/ч;
  • заявление по форме № 6.

К рапорту и заявлению необходимо приложить паспорта всех лиц, являющихся членами семьи, свидетельства о браке и о рождении детей.

Прописка членов семьи по тому же адресу объясняется просто: для трудоустройства, оформления детей в сад и школу, получения медицинских услуг и пр.

Если по определенным причинам прописка в служебной квартире военнослужащего невозможна, она оформляется по месту нахождения военной части без указания ее номера.

Если жилья нет

Если жилье отсутствует (его нет в принципе), то человек вправе снять для своей семьи квартиру сам, а от командования получать компенсацию за аренду.

___________________________________
(Ф.И.О. командира воинской части)
адрес: ____________________________
от: _______________________________
(Ф.И.О. проходящего службу по контракту)
адрес: ____________________________

Рапорт
о выплате ежемесячной денежной компенсации
за наем жилых помещений

Я прохожу военную службу по контракту на новом месте в воинской части № _____ и до получения жилых помещений по установленным нормам совместно с проживающими со мной членами моей семьи арендую жилые помещения за _____ (_______________) рублей в месяц.

На основании вышеизложенного и в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ прошу выплатить мне ежемесячную денежную компенсацию за наем жилья по адресу: __________________________________, в размере ________ (______________) рублей.

Дата
Подпись

Об авторе статьи

Порфирий Жучков
Представлюсь: Жучков, Порфирий Прохорович.
Букашка меня документообормотом называет. А все почему? Потому что я свои права знаю и отстаивать готов.
Последние публикации автора

comments powered by HyperComments

Законы все время меняются, но Сашка Букашка поддерживает статью в актуальном состоянии.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить важное:

Популярные материалы:

11.03.2021

11.03.2021

11.03.2021

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Adblock
detector

Главное о получении служебного жилья

Помещения, которые выделяются для размещения лиц, проходящих службу в армии, должно быть пригодным для проживания и соответствовать определенным параметрам: запрещено размещение в одной квартире нескольких семей, площадь должна составлять не менее 18 метров на каждого человека. Срок, в течение которого предоставляется место жительства военнослужащего по призыву, — 3 месяца, за точку отсчета берется дата прибытия на место службы.

Приводим цитату из Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»:

3. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе, по адресам воинских частей. Указанным гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих — граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих — граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих — граждан и членов их семей.

На распоряжение объектом недвижимости, в котором произведена прописка военнослужащего по месту службы, российским законодательством наложен ряд ограничений:

  • его нельзя приватизировать, т. к. оно является частью специализированного фонда, принадлежащего военному ведомству. Запрещен даже обмен между сослуживцами, проживающими в одном доме;
  • им нельзя распоряжаться на правах собственности (дарить, продавать, завещать и пр.);
  • в отношении подобного объекта недвижимости не вправе заключаться договор аренды или поднайма;
  • в случае расторжения контракта закон обязывает гражданина добровольно выселиться из служебного помещения.

Перечень документов

Для подачи на прописку предстоит представить такие бумаги:

  • собственноручное заявление военного (составляется в свободной форме);
  • гражданский паспорт военнослужащего (нужен оригинал и копии всех заполненных страниц);
  • паспорт супруги (также с копиями);
  • свидетельство о регистрации брачных отношений;
  • персональные документы детей (свидетельства о рождении или паспорта).

Оформление необходимых документов не требует нотариального подтверждения копий бумаг. Дополнительно могут быть затребованы и другие документы (например, выписка из ЕГРН касательно наличия в собственности других объектов недвижимости).

Что дает прописка военнослужащему

На данный момент существует много споров по поводу обязанности менять адрес своей прописки при поступлении на службу. Так, прописка армейца при воинской части обязательна, если гражданин был призван срочником в армию. На период выполнения служебных обязанностей он ставится на квартирный учет по месту отбывания воинской повинности. После дембеля прописка аннулируется, и максимум в течение недели призывник должен обратиться в миграционную службу по месту своего жительства.

Что касается служащих по контракту, то они являются трудоустроенными лицами с ограниченным правом выбора места проживания. Федеральным законодательством не предусмотрено единой нормы, которая бы обязывала контрактников сниматься с регистрации в своем жилье и перепрописываться в служебное жилье.

Однако наличие прописки определяет ряд существенных привилегий, как для самого военного, так и для членов его семьи. К таковым относятся:

  • потенциальная возможность получения прав собственности на служебную квартиру, что возникает после выхода на пенсию, при получении инвалидности во время несения службы, а также в случае расформирования воинской части;
  • переход квартиры в собственность членов семьи военнообязанного, прописанных совместно с ним (возможно, если военный погиб при исполнении);
  • отсутствие преград для трудоустройства членов семьи военного в регионе проживания;
  • возникновение права на оформление детей армейца в детские сады и школы;
  • право получения региональных льгот.

Законодательная база

При определении правил постановки на квартирный учет предстоит руководствоваться только общефедеральными законопроектами, поскольку муниципальные органы власти не вправе вносить изменения в миграционную политику на местах.

Так, во внимание нужно принимать:

  • ведомственные нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок несения службы в воинских формированиях России;
  • общие НПА, содержащие требования к миграционному учету.

Таблица №1 «Правовое регулирование вопроса»

Дата принятия Закона Наименование документа
25.06.1993 года №5242 ФЗ «О правах свободного выбора каждого гражданина места проживания в пределах РФ»
17.07.1995 года №713 Постановление Правительства РФ «О Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»
16.09.1999 года №1237 Указ Президента России «Об утверждении порядка прохождения военной службы в РФ»
28.03.1998 года №53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
27.05.1998 года №76 Федеральный Закон «О статусе военнослужащих»

Важно! Согласно актуальным изменениям законодательства, после снятия с квартирного учета у гражданина есть всего 7 календарных дней, чтобы заново прописаться без применения к нему штрафных санкций.

Что делать, если переводят из части

Смена места несения службы может происходить по-разному. Так, во внимание принимается, будет ли служащий выполнять свои обязанности на новом месте постоянно или преимущественно (то есть строго ограниченный промежуток времени, не превышающий 90 дней). При долгосрочном переводе возникает право на смену адреса квартирного учета.

Также нужно учитывать, станет ли военный служить в другом населенном пункте, или же перевод происходит в рамках одного района. Если перемещение оформляется в пределах региона, то смена адреса прописки не допускается. В противном случае право на перепрописку возникает через 90 суток после переезда.

Порядок и требования к прописке при воинской части

Важно правильно оформить рапорт на прописку при части, образец можно найти в нашей статье.

Право прописаться при части возникает не сразу по прибытию для прохождения службы. Так, алгоритм действий будет выглядеть следующим образом:

  • военный подписывает контракт с воинским формированием о несении службы;
  • в установленный период времени гражданин прибывает в часть вместе со своей семьей (или самостоятельно), готовый к выполнению своих служебных обязанностей;
  • должностные лица, ответственные за регистрацию, в кратчайшие сроки обеспечивают семью служебным жильем;
  • если в течении 3-х месяцев такое жилище не было предоставлено, то армеец пишет рапорт на имя администрации воинского формирования с просьбой позволить в осуществлении личной регистрации и своей семьи при воинской части;
  • служащий получает согласие;
  • происходит выполнение процедуры постановки на квартирный учет.

Внимание! Таким образом, единственное условие, дающее право прописаться по адресу воинского формирования — это отказ предоставить служебное жилье на протяжении 90 суток с момента прибытия в часть.

Порядок регистрации военнослужащих оставляет право за командирами В/ч отказать в прописке на территории части. Это возможно, если:

  • контрактник получил служебное жилье и успешно им пользуется;
  • военный имеет в личном владении квартиру или дом в другом регионе, но намеренно выписывается из него, чтобы претендовать на еще одну недвижимость.

Что касается несовершеннолетних детей контрактника, то в отношении него в этом случае отказы недопустимы. Администрация части должна его прописать временно, пока не появится служебное жилье по месту несения службы.

Введение в тему

Не так давно в законодательстве по теме миграции произошли существенные изменения. Принятыми поправками было предусмотрено 2 вида квартирных учетов:

  • постоянный;
  • временный.

Такое разделение введено для того, чтобы лишить трудностей с пропиской тех лиц, которые подолгу находятся в командировках в других регионах или направляются для прохождения воинской службы. С другой стороны, снятие военного с учета позволяет членам его семьи экономить на оплате коммунальных услуг и других жилищных отчислений.

В гл.4 Постановления Правительства от 2021 года №713 зафиксированы правила временной регистрации некоторых граждан по месту их временного пребывания. К таковым относятся военнослужащие.

Этим же документом установлено, что при направлении офицера для прохождения службы в другой регион (при длительности командировки свыше 90 суток) он и его близкие подлежат регистрационному учету граждан:

  • по частному адресу в районе несения службы (если была выделена служебная недвижимость или семья арендовала жилище самостоятельно);
  • по адресу расположения воинской части (когда места для проживания предоставлено не было).

Подробно о смене паспорта в армии читайте по ссылке.

Прописка в случае увольнения

Порядок и основания снятия с квартирного учета зависят от обстоятельств прекращения трудового контракта.

Таблица №2 «Возможные ситуации и способы их решения»

Условия расторжения договора Судьба прописки и служебной квартиры
Завершение срока действия контракта Если документ не продлевается, то готовится Приказ об увольнении, что аннулирует воинскую обязанность и право использования выделенного ранее места проживания. Так, военному с семьей предоставляется срок в 3 месяца для оставления служебной квартиры и снятия с квартирного учета
Пенсия Выход на пенсию оставляет право за пенсионером и его близкими не только пользоваться квадратными метрами, но и приватизировать их
Состояние здоровья Если военнослужащему была присвоена любая из групп инвалидности, то он также может претендовать на приватизацию жилья. В противном случае придется осуществить переезд
Принудительное прекращение правоотношений В эту категорию причин относятся все обстоятельства нарушения закона и дисциплинарных норм самим военным. После подписания Приказа об увольнении семье выделяется время для переезда

Можно ли проживать военнослужащему без прописки

Законодателем строго ограничено, что не допускается нахождение в пределах Российской Федерации граждан, иностранных подданных и апатридов без постоянной или временной прописки. На военнообязанных это требование также распространяется, поэтому категорически запрещено находиться без отметки о квартирном учете свыше одной недели.

К лицам, допустившим нарушение, будут применяться меры административных взысканий.

Если у вас есть личный опыт смены места регистрации во время несения службы, то поделитесь им с другими в разделе «Комментарии».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: