Приветствуем Вас, дорогой гость! В сегодняшней статье обсудим Статья 45 ЗК РФ. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Если у Вас назрел вопрос, смело задавайте его! Надеемся, что информация окажется Вам полезна
Комментарий к статье 45 ЗК РФ
Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения по инициативе обладателя такого права возможно, в частности, в форме добровольного отказа от права на земельный участок в порядке, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий к ней); иные основания прекращения названных прав могут быть установлены законодательством.
При этом перечень оснований принудительного прекращения указанных прав определен п.2 комментируемой статьи и является закрытым.
Новая редакция комментируемой статьи, внесенная ФЗ от 7 июня 2022 года N 123-ФЗ, уточнила перечень нарушений, которые охватываются понятием «ненадлежащее использование земельного участка» и при наличии которых участок может быть изъят у владельца или пользователя. Следует отметить, что по сравнению с изъятием земельного участка у собственника, которое в соответствии с ГК РФ возможно только в двух случаях ненадлежащего использования — при грубом нарушении правил рационального использования земли и при неиспользовании более 3 лет предназначенного для сельскохозяйственного производства или строительства земельного участка, в данном случае перечень оснований изъятия шире и включает порчу земель, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
В то же время в новой редакции из этого перечня исключено такое основание изъятия земельного участка, как систематическая неуплата земельного налога.
Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель закреплена в ст. 42 ЗК РФ. Конкретное целевое назначение каждой категории земель зафиксировано в соответствующих статьях ЗК РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства (ст. 77 ЗК РФ), земли населенных пунктов — для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83 ЗК РФ) и т.д.
Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей в соответствии со ст. 13 ЗК РФ, содержащей перечень таких обязательных мероприятий (см. комментарий к этой статье).
Следует отметить, что наибольшую сложность на практике вызывает применение норм о грубом нарушении правил рационального использования земли, поскольку в этом случае органам земельного надзора и судам надлежит оценить, насколько к произведенным в конкретном случае нарушениям применимы такие используемые в законодательстве оценочные понятия, как «существенное снижение плодородия», «значительное ухудшение экологической обстановки».
В целях конкретизации рассматриваемых положений Правительством РФ утверждены критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований.
________________
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2022 года N 612 // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст.4290.
Постановление Правительства РФ от 19 июля 2022 года N 736. // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст.4290.
Установлено, что существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее трех следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли:
— снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15% или более;
— снижение кислотности в кислых на 10% или более;
— повышение щелочности в щелочных почвах на 10% или более;
— снижение содержания подвижного фосфора на 25% или более;
— снижение содержания обменного калия на 25% или более.
Критериями значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли являются:
— загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный показатель содержания в почве загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30;
— размещение отходов производства и потребления 1-4-го классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше.
Что касается неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства, о котором идет речь в настоящей статье, то на практике нередко возникает вопрос, как рассматривать частичное использование таких участков, поскольку, к сожалению, часто встречаются случаи, когда какие-то работы проводятся, то не на всей площади участка, или эти работы связаны с аграрным производством, но без обработки земли — например, осуществляется только переработка сельскохозяйственной продукции.
В этой связи постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2022 года N 369 определено, что неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности определяется на основании одного из следующих признаков:
________________
СЗ РФ. 2012. N 18. Ст.2230.
— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
— на сенокосах не производится сенокошение;
— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
— на пастбищах не производится выпас скота;
— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
— залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
— залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
— закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.
Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней).
Консультации и комментарии юристов по ст 45 ЗК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 45 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Комментарий к Ст. 45 ЗК РФ
1. Комментируемой статьей устанавливаются основания прекращения прав на земельные участки лиц, не являющихся их собственниками.
Прекращение права в данном случае, как и при прекращении права собственности, может осуществляться и по инициативе правообладателя, и принудительно, в строго определенных законом случаях.
В случае отказа от права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения от правообладателя не требуется указывать основания такого отказа. В то же время отказ от права на земельный участок в самом общем случае может последовать при отсутствии надобности дальнейшего его использования. Например, при ликвидации юридического лица или смене места жительства гражданина.
Одним из существенных условий, выставляемых пользователю или владельцу земельного участка ст. 53 ЗК и гражданским законодательством, является то, что сам факт отказа от участка не является автоматическим прекращением права. Правообладатели обязаны содержать участок, выплачивать установленные платежи за землю, выполнять иные действия, связанные с реализацией права, до тех пор, пока земельный участок не перейдет во владение собственнику — Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Факт прекращения права констатируется действиями по государственной регистрации соответствующих изменений в правах на землю.
2 — 3. Пунктом 2 (подп. 1 — 4) комментируемой статьи устанавливается перечень земельных правонарушений, за которые земельный участок может быть изъят у владельца либо пользователя в порядке привлечения к административной ответственности. Данный перечень является закрытым. Изменения или дополнения в установленный перечень не могут быть внесены иными нормативными актами, в том числе федеральными законами.
Споры о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования стали предметом судебных разбирательств.
ФАС Московского округа рассмотрел 2 июня 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу истца — администрации Успенского сельского округа Одинцовского района (далее — Администрация) — на решение Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2022 г., Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2022 г. N 10АП-144/05-ГК по иску (заявлению) к некоммерческой организации «Товарищество домовладельцев «Н» (далее — Товарищество) о прекращении права бессрочного пользования земельным участком. Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2022 г., оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2022 г., Администрации было отказано в удовлетворении иска о прекращении права Товарищества на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком общей площадью 2022 кв. м.
Суд исходил при этом из того, что оснований для применения ст. 54, п. 2 ст. 45 ЗК в спорном случае не имеется. Факт использования земельного участка не в соответствии с назначением не доказан; указанные в акте проверки нарушения либо устранены, либо опровергаются материалами дела.
В кассационной жалобе Администрации ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на их незаконность и необоснованность. Заявителем указывается, что судом не учтены нарушения, допущенные Товариществом при землепользовании. Участок был выделен под стадион, между тем до настоящего времени объект не построен. Эти обстоятельства судом не учтены, в иске отказано ошибочно.
Исходя из данных доводов Администрация просила отменить судебные акты с передачей дела на новое рассмотрение. В судебном заседании представитель Администрации поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Товарищества выступил против удовлетворения кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, кассационную жалобу Администрации и отзыв на нее со стороны Товарищества, обсудив доводы представителей, суд кассационной инстанции посчитал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при использовании участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также при использовании участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.
Судом установлено, что факт использования земельного участка не в соответствии с назначением не доказан; указанные в акте проверки нарушения либо устранены, либо опровергаются материалами дела, т.е. не доказаны.
Таким образом, по существу суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения п. 2 ст. 45 ЗК и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
При таких выводах отказ в удовлетворении иска не противоречит закону.
Доводы заявителя относительно ошибочности выводов суда отклоняются.
В деле отсутствуют доказательства того, что товарищество пользуется спорным земельным участком с нарушениями, которые в соответствии с ЗК являются основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Выводы суда соответствуют материалам дела. Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.
С учетом изложенного суд счел, что оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Подпункты 5, 6 устанавливают возможность принудительного прекращения соответствующих прав для обеспечения определенных публичных интересов.
Навигация по записям
← Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок
Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка →
Постановление Правительства РФ от 18.09.2013 N 821 (ред. от 13.12.2016)
«Об утверждении Правил принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), при его ненадлежащем использовании»
Основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
Помимо случаев добровольного отказа от использования земли на постоянной основе или же в случае наследуемого владения, могут возникнуть серьезные основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Такая ситуация может возникнуть в следующих случаях:
- При ненадлежащем или нецелевом использовании земельной территории, что может заключаться в грубом нарушении правил грамотной эксплуатации, а также отступлении от целевого предназначения, а также случаях, последствиями которых является снижение плодородных свойств или очевидное ухудшение экологической обстановки территории;
- При существенной порче земли, а также несоблюдении правил по выполнению мероприятий для улучшения свойств земли и охраны почвы;
- В случае неисполнения предусмотренных законом обязанностей, которые предусматривают приведение земли в пригодное для использования состояние;
- В случае неиспользования территории, предназначенной для выполнения сельскохозяйственных работ, организации производства или жилого строительства, в предусмотренных законом целях в течение трех или более лет. Данный срок исключает период, необходимый для освоения территории, или же период, в течение которого происходили стихийные бедствия;
- При наличии фактов систематической неуплаты земельного налога, что является налоговым нарушением. Подобные действия подлежат налоговой санкции и облагаются соответствующими денежными штрафами;
- В момент изъятия территории для любых государственных или муниципальных нужд, случаи которых предусмотрены действующим законодательством.
Вопросы и ответы юристов
Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам
Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут
Срочный вопрос
Оформление в собственность ЗУ
„
Добрый день. Моему супругу при жизни администрацией был выделен участок на праве бессрочного пользования под строительство спортзала. В 2022 году он умер, я унаследовала спорткомплекс, снесла его и построила здание. Выяснилось что я не могу получить зеленку на здание без документов на землю. Этот участок так и числится за покойным супругом на праве бессрочного пользования, есть свежая выписка из администрации. Как я могу выкупить или переоформить этот участок на себя? Возможно ли это?
“
Загидат01.09.2022 09:31
- Ответ юриста
- Дополнительные вопросы (0)
- Комментарии юристов (1)
Для полноценного ответа на Ваш вопрос необходимо ознакомиться со всеми обстоятельствами дела.Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «МИП_50%» скидка 50 процентов.
адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18
или по телефону +7 (499) 229-84-53
Либо Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес:
[email protected]
Сазонов Сергей Владимирович19.09.2022 10:47
За более подробной консультацией Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «МИП_50%» скидка 50 процентов. или по телефону +7 (499) 229-84-53
адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18
[email protected] http://advokat-malov.ru/kontakty.html
Ломов Владимир Валерьевич20.09.2022 00:00
Также вам будут полезны следующие статьи:
- Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
- Государственный кадастровый учет земельных участков
- Организация и порядок проведения землеустройства
- Землеустройство
- Государственный мониторинг земель
- Предоставление участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам
- Прекращение и переход прав на участок в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд
- Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд
- Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд
- Определение размера возмещения в связи с изъятием участков земли для государственных или муниципальных нужд
- Подготовка соглашения об изъятии участков земли для государственных или муниципальных нужд
- Решение об изъятии участков земли для государственных или муниципальных нужд
- Выявление лиц, участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд
- Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
- Органы, принимающие решения об изъятии участков для государственных или муниципальных нужд
- Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
- Ограничение прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд
- Ограничение прав на землю
- Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования
- Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
- Порядок безвозмездной передачи федерального участка земли в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ
- Условия и порядок отчуждения земельного участка
- Реквизиция земельного участка
- Конфискация земельного участка
- Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
- Основания прекращения сервитута
- Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком
- Основания прекращения аренды земельного участка
- Основания прекращения права собственности на земельный участок
- Основания безвозмездной передачи федеральных участков земли в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ
- Обязанности лиц, использующих государственные или муниципальные земли, на основании разрешений
- Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
- Использование государственных и муниципальных земель для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций
- Использование государственных и муниципальных земель без предоставления земельных участков и установления сервитута
- Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности
- Порядок заключения соглашения о перераспределении земель различных форм собственности
- Случаи и основания перераспределения земельных участков различных форм собственности
- Случаи перераспределения государственных или муниципальных земель между собой
- Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка из государственных и муниципальных земель
- Лица, заключающие соглашение об установлении сервитута
- Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель
- Основания для отказа в предоставлении участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов
- Аукцион по продаже участка из государственных и муниципальных земель в электронной форме
- Договор аренды участка из государственных или муниципальных земель
- Порядок выдачи разрешения на использование участка из государственных или муниципальных земель
- Обмен участка из государственных или муниципальных земель на частный участок
- Предоставление участка из государственных и муниципальных земель, на котором расположены здание, сооружение
- Особенности предоставления участков из государственных или муниципальных земель гражданам в собственность бесплатно
- Предоставление участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов
- Предварительное согласование предоставления земельного участка
- Порядок предоставления участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов
- Проведение аукциона по продаже участка из земель государственной или муниципальной собственности
- Организация аукциона по продаже участков из государственных или муниципальных земель
- Предоставление участка из государственных или муниципальных земель в безвозмездное пользование
- Предоставление участка из государственных или муниципальных земель в постоянное пользование
- Размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности
- Предоставление участков из государственных и муниципальных земель в аренду
- Цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
- Случаи предоставления земельных участков из государственных или муниципальных земель бесплатно
- Продажа участков из государственных или муниципальных земель на торгах и без проведения торгов
- Органы власти, уполномоченные на предоставление земельных участков
- Возникновение прав на участки, предоставляемые из государственных или муниципальных земель
- Особенности купли-продажи земельных участков
- Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание
- Ограничение оборотоспособности земельного участка
- Документы, подтверждающие право на земельный участок
- Основания возникновения прав на землю
- Безвозмездное пользование земельным участком
- Земельный сервитут
- Аренда земельного участка
Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
Законное прекращения предоставления права пожизненного наследуемого владения территориями или же права бессрочного использования участка возможно при возникновении серьезных оснований, предусмотренных действующей законодательной базой в сфере земельных отношений.
Подобные манипуляции возможны при наличии соответствующего судебного акта, который выносится в результате судебного производства. В соответствующем судебном заключении должны указываться все основания, которые стали причиной лишения права владения земельной территорией.
Важным нюансом подобных судебных производств является отсутствие факта устранения возможности эксплуатации земельной территории после назначения какого-либо административного наказания.
Судебный процесс по изъятию земельных участков из бессрочного пользования и владения на основе права наследования возможен после получения полной достоверной информации о фактах нарушения правил использования земли.
Необходимо также предоставление документов, предусмотренных законодательством, которые позволяют вынести справедливое судебное решение и осуществить кадастровые работы. После вынесения решения суда о прекращении права использования территории на постоянной основе, соответствующий договор подлежит обжалованию в судебном порядке.
Документы, необходимые для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
Для принятия положительного решения о прекращении постоянного (бессрочного) права на использование земельного участка или права пожизненного владения территориями, которые получаются гражданами в качестве наследства, важно предоставить в исполнительный орган пакет необходимых документов:
- заявление с добровольным отказом от законного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком;
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для физического лица), подтверждающего государственную регистрацию организации (для юридического лица);
- кадастровый паспорт земельного участка, если в государственном кадастре присутствуют данные о таком участке и их достаточно для получения кадастрового паспорта;
- документы, которые удостоверяют право собственности на землю;
- копия решения исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления о факте предоставления земельной территории, если отсутствуют бумаги, удостоверяющие право на участок.
Важно запомнить, что указанный перечень документов запрашивается у заявителя только в том случае, если они отсутствуют в архивах ответственных органов государственной власти.
Повод для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
Любой гражданин, который получает право постоянного (бессрочного) использования земельного участка или же пожизненного владения земельной территорией, получив ее в наследство, может добровольно отказаться от своих прав на участок.
В таком случае основанием для прекращения прав пользования станет отказ лица от права владения.
Данная процедура осуществляется путем подачи соответствующего заявления законным собственником конкретной территории, в котором указано желание отказа от права владения. Обращаться с такой документацией необходимо в государственный орган, который специализируется на проведении регистрации законных прав на любое недвижимое имущество, а также производит контроль данных сделок.
После подачи заявления право собственности на земельный участок прекращается с момента государственной регистрации факта прекращения соответствующего права. На основании составленного заявления государственный исполнительный орган или учреждение местного самоуправления в течение тридцати дней должен принять решение о прекращении права пользования землей.
Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком государственным и муниципальным учреждениям
В случае возникновения оснований, предусмотренных законом, прекращается право использования земель не только у физических лиц и частных владельцев, но и у всевозможных организаций, а именно:
- государственных учреждений;
- муниципальных заведений;
- казенных предприятий.
Исключениями в данном случае являются государственные академии наук и их подведомственные организации, которые созданы академическими заведениями.
Решением подобных вопросов занимаются государственные исполнительные органы или учреждения муниципального самоуправления. После обработки документации государственный орган обязуется сообщить о прекращении права использования земельного участка.
Таким образом, существует определенный перечень оснований, которые могут стать поводом для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Владелец и пользователь земли может добровольно отказаться от имущества или же в принудительном порядке утратить свое право на распоряжение земельным участком.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком
Данное право может быть прекращено по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, либо по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон.
Когда земельный участок был предоставлен в качестве служебного надела, право на него прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми ему был предоставлен служебный надел, за исключениями, указанными в законе. Так, право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Данное право сохраняется также за одним из членов семьи, когда работник призван на действительную срочную военную или альтернативную службу, — на весь срок прохождения службы, когда работник поступил на учебу, — на весь срок обучения в образовательном учреждении, когда работник погиб в связи с исполнением служебных обязанностей.
Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников — до их совершеннолетия.
Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.
Основания прекращения сервитута
Действующее законодательство различает частный и публичный сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, он может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым сервитут был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (ст. 276 ГК РФ).
Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Данный сервитут может прекратиться также при изъятии органа- Ф ми государственной власти или местного самоуправления земельного участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Признавая необходимость изъятия земель государственных или муниципальных нужд, законодатель указывает на исключительность такого рода случаев. При этом необходимо учитывать принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан и сохранение гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (ст. 1 ЗК РФ).
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных нужд осуществляется для выполнения международных обязательств Российской Федерации, размещения объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Иные обстоятельства определяются федеральными за- конами, а для изъятия, в том числе выкупа земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, — в случаях, установленных законами субъектов Федерации.
Ограничения изъятия, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель отдельных категорий установлены ЗК РФ (ст. 79, 83, 94, 101).
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок такого выкупа земельного участка, порядок определения его выкупной цены, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (ст. 55 ЗК РФ). ГК РФ не знает другого способа изъятия земельного участка, кроме выкупа (ст. 279 ГК РФ). Порядок определения выкупной цены земельного участка предусмотрен ст. 281 ГК РФ.
Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Оценка земельного участка должна производиться в соответствии с ФЗ от 29 июля 2022 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В нем сказано, что проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих пол- ностью или частично Российской Федерации, субъектам Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд. Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2022 г. № 519 «Об утверждении стандартов оценки» утверждены Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, дающие возможность организовать работу по оценке имущества, в том числе и земельных участков.
При несогласии собственника с выкупом у него земельного участка или с условиями выкупа для государственных или муниципальных нужд соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган муниципального управления вправе обратиться в суд с иском о разрешении спора. Согласно ст. 282 ГК РФ иск о выкупе земельного участка может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления органа, принявшего решение об изъятии земельного участка.
В период времени с момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и до достижения соглашения о выкупе или принятия судом решения о выкупе земельного участка собственник не ограничен в правах владения, пользования и распоряжения земельным участком. Он может производить необходимые затраты на его содержание и использование по назначению. Эти затраты потом могут быть включены в выкупную цену (но именно необходимые затраты). Однако согласно ст. 280 ГК РФ затраты и убытки, связанные с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период, могут быть отнесены на счет собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.
Основания прекращения права собственности на земельный участок
Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного’ участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок и в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 44 ЗК РФ). Этот перечень оснований следует считать исчерпывающим.
Отчуждение собственником своего земельного участка другим субъектам возможно на основании договора. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Его условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 421 ГК РФ). Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законами и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ). Отдельные императивные нормы имеются, например, в ЗК РФ (ст. 27, 52), других федеральных законах.
Собственник имеет право в одностороннем порядке отказаться от принадлежащего ему земельного участка. В этом случае он подает заявление об отказе от осуществления права собственности на земельный участок в орган ме- с’гного самоуправления, в ведении которого находятся соответствующие земли. С момента- подачи заявления земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи. Порядок прекращения прав на нее установлен гражданским законодательством. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муници- пальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный земельный участок. Если данный земельный участок не будет признан по решению суда поступившим в муниципальную собственность, он может быть вновь принят во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности (ст. 226 ГК РФ).
Основаниями принудительного изъятия у собственника земельного участка могут быть виновные действия собственника участка либо иные обстоятельства.
Вина собственника земельного участка доказывается, когда земельный участок изымается в связи с использованием его собственником не в соответствии с его назначением (ст. 284 ГК РФ) либо с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе нецелевым использованием земельного участка (ст. 285 ГК РФ), при конфискации земельного участка по решению суда в виде санкции за совершение преступления (ст. 50 ЗК РФ).
Иными обстоятельствами изъятия земельного участка у собственника могут быть выкуп его для государственных или муниципальных нужд или реквизиция в порядке, установленном федеральным законом.
Основания прекращения аренды земельного участка
Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. В нем установлены возможности досрочного расторжения договора по требованию арендодателя (ст. 619 ГК РФ) и досрочного расторжения договора по требованию арендатора (ст. 620 ГК РФ). Помимо указанных в ГК РФ оснований, договором аренды могут быть установлены другие основания его досрочного расторжения по требованию арендодателя или арендатора.
Одновременно ЗК РФ предусматривает ряд оснований, по которым аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя. Ими признаются:
- использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренных земельным законодательством;
- использование земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической остановки. Это основание не применяется в период проведения сельскохозяйственных работ и в иных случаях, установленных федеральными законами;
- неустранение последствий совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека и окружающей среде;
- неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих такое использование;
- изъятие или реквизиция земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными ЗК РФ.
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
Каждый землевладелец либо землепользователь вправе добровольно отказаться от принадлежащего ему права на земельный участок.
Распоряжение земельным участком, от которого отказался землевладелец или землепользователь, осуществляют исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления с учетом их полномочий, указанных в земельном законодательстве (ст. 29 ЗК РФ).
Право землепользователя либо землевладельца может быть прекращено принудительно по обстоятельствам, указанным в законе. Ими признаются:
1) использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
2) использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неустранение последствий умышленно совершенных следующих земельных правонарушений:
- отравление, загрязнение, порча и уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека и окружающей среде;
- нарушение установленного соответствующими нормами режима использования земель особо охраняемых территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения; земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному заражению;
- систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии, предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
- систематическая неуплата земельного налога;
4) неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
5) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными земельным законодательством;
6) .реквизиция земельного участка.
Принудительное .прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов надле- жащего использования земельного участка после наложения административного наказания в виде штрафа.
Одновременно с наложением административного наказания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок.
Данное цредупреждение должно содержать:
- указание на допущенное земельное правонарушение; срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;
- указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;
- разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;
- иные необходимые условия.
Форма предупреждения устанавливается Правительством РФ.
Когда указанное в предупреждении земельное правонарушение в установленный срок обязанной стороной не устраняется, исполнительный орган государственной власти, вынесший его, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решения. Этот орган направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования может быть обжаловано в суде.