Приветствуем Вас. Сегодня мы поговорим про Жилищный кодекс РФ и перепланировка квартиры. Все вопросы можете сразу писать консультанту. Надеемся, что мы сможем решить Ваш вопрос
Комментарий к Ст. 25 ЖК РФ
1. Под переустройством понимается изменение технических характеристик различного оборудования, расположенного в жилом помещении. Это могут быть замена, установка или перенос инженерных сетей и иного технического оборудования. Все указанные изменения должны вноситься в технический паспорт жилого помещения. Это обязательное требование, и в случае, когда внесения в технический паспорт помещения изменений технических характеристик помещения не требуется, эти действия нельзя отнести к переустройству. Например, замена ванны не является переустройством, если новая ванна устанавливается в том же месте, где находилась и старая. Но если потребуется установка ванны в ином месте помещения, то это потребует установки новых труб и соответственно внесения изменений в технический паспорт помещения.
К переустройству, требующему внесения изменений в технический паспорт, может относиться, например, установка бытовых электроплит взамен газовых плит, или перенос электрических сетей, нагревательных сантехнических и газовых приборов, или устройство новых вентиляционных каналов, или прокладка новых либо замена существующих подводящих и отводящих трубопроводов и устройств для ванной комнаты (установка душевых кабин, стиральных машин повышенной мощности и т.п.).
2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения в технический паспорт помещения. К перепланировке могут относиться:
— перенос, разборка и установка новых межкомнатных перегородок;
— перенос, увеличение, уменьшение, производство новых и перенос дверных и оконных проемов:
— устройство дополнительных помещений в квартире (кухонь, туалетов, ванных, кладовок);
— расширение жилых комнат в квартире за счет вспомогательных помещений.
В перечисленных случаях меняется только внутренняя конфигурация помещения, т.е. при перепланировке изменения происходят внутри стен помещения, не выходя за их пределы.
3. Приведенный в комментируемой статье может быть и не исчерпывающий перечень видов переустройства и перепланировки жилого помещения. Но в то же время в результате переустройства и перепланировки жилого помещения требуется внесение изменений в технический паспорт жилого помещения. Отсутствие этого условия при производстве определенных работ означает, что в данном случае нет перепланировки. Если, например, была застеклена лоджия или произведена заменена рамы, то этими действиями не была изменена конфигурация жилого помещения и в технический паспорт не требуется внесения изменений. И, как следствие, нельзя назвать эти действия перепланировкой жилого помещения.
4. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, виды которых названы в комментируемой статье, могут производиться в эксплуатируемых жилых помещениях независимо от формы собственности помещения, а также в нежилых помещениях в многоквартирных домах и помещениях, на которые в установленном порядке имеется решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого в жилое. В реконструируемых жилых домах переустройство и перепланировка производятся в соответствии с планом реконструкции.
Навигация по записям
Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме →
Что указано в Жилищном кодексе о перепланировке квартиры
Основной документ, по которому осуществляется перепланировка квартиры – ЖК РФ.
Изменения в нем были приняты в 2022 году, последняя редакция с комментариями действует с 01.01 2022 года.
Глава 4 этого документа полностью посвящена вопросам, связанным с перепланировкой и переустройством жилых помещений.
В ст. 25 раскрываются понятия перепланировки и переустройства, а также указаны основные виды работ, соответствующие каждому из них.
Понятие перепланировки подразумевает такое изменение конфигурации жилого помещения, которое может быть связано со следующими видами работ:
- демонтаж, перенос или возведение перегородок внутри помещения;
- выполнение новых или перенос имеющихся дверных проемов;
- объединение смежных квартир или разукрупнение многокомнатной квартиры;
- устройство дополнительных кухонь или санитарных комнат;
- увеличение жилой площади за счет подсобных помещений;
- изменение существующих тамбуров с уменьшением или увеличением их площади.
Переустройство жилых помещений подразумевает изменения в инженерных коммуникациях, замену или перенос оборудования (газового, санитарно-технического, электрического).
Определение переустройства включает следующие работы:
- установка электрической плиты взамен существующей газовой;
- перенос приборов и оборудования на новое местоположение;
- устройство новых или переоборудование имеющихся санузлов;
- прокладка новых труб подачи воды и канализации;
- прокладка устройств для монтажа душевой кабины, джакузи;
- монтаж стиральных и посудомоечных машин повышенной мощности;
- изменение конструкции полов.
И перепланировка, и переустройство требуют изменений в технической документации квартиры, для чего следует обратиться в БТИ.
Общие правила
Для перепланировки и переустройства квартиры закон определяет общие правила и требования к проведению:
- недопустимы такие виды работ, которые ослабляют или разрушают несущие конструкции здания, приводят к ухудшению функционирования инженерных систем, нарушают внешний вид здания и его пожарную безопасность;
- все работы могут осуществляться только в том случае, если не ухудшают условия проживания других граждан в доме или квартире;
- действия, которые не требуют изменений в технической документации жилого помещения, не рассматриваются в качестве перепланировки или переустройства;
- основанием для выполнения ремонта служит специальное разрешение, выданное Жилинспекцией или другим компетентным органом после рассмотрения заявления, с которым собственник обращается к ним;
- к заявлению собственник обязан приложить документы, перечень которых определен законодательно (статья 26 ЖК РФ);
- не все документы собственник обязан предоставлять к заявлению, некоторые из них компетентный орган может сам запросить в соответствующих инстанциях;
- если жилое помещение находится в долевой собственности, то ст. 26 ЖК РФ указывает на необходимость получения согласия на перепланировку от всех собственников данного жилья;
- процедура согласования перепланировки длится не более 45 дней, по истечению которых муниципальный орган должен оповестить собственника жилья о своем решении, на это отводится 3 дня.
Что можно, а что нельзя
Виды допустимых и запрещенных работ по перепланировке регулируются Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Они были утверждены Постановлением Госстроя РФ 27.09.2003 года (№ 170).
Порядок оформления перепланировки нежилого помещения можно посмотреть по ссылке.
Здесь определены, в первую очередь, виды запрещенных к производству работ:
- снос несущих стен;
- уменьшение площади комнат больше, чем на 25% для увеличения площади кухни или санузла;
- в многоэтажном доме – расположение «мокрых» помещений квартиры (частично или полностью) над жилыми помещениями соседей снизу, или расположение жилых комнат частично или полностью под кухней или санузлом соседей сверху;
- перенос радиаторов отопления;
- уменьшение диаметра воздуховодных каналов;
- объединение жилой комнаты и кухни без перегородки, если кухня оборудована газовой плитой;
- расширение лоджии за счет жилой площади;
- устройство «теплых» полов на лоджиях и балконах;
- устройство «теплых» полов за счет центральной системы отопления или подачи горячей воды.
С полным перечнем недопустимых работ можно ознакомиться в указанном выше документе.
В общих словах, запрещено все, что ухудшает условия эксплуатации здания и его инженерных систем, создает дополнительную нагрузку на коммуникации, может ухудшить качество инженерного обслуживания других квартир дома.
При этом разрешено:
- объединять кухню с газовым оборудованием и комнату посредством устройства дверного проема;
- объединять лоджию с комнатой, демонтировав подоконный блок и установив витражные двери;
- устраивать проемы в несущих стенах при обязательной разработке проекта на этот вид работ.
Перед началом перепланировки или переустройства можно получить консультацию у юриста по жилищному праву, у специалиста-проектировщика или в Жилинспекции по поводу допустимости конкретных видов работ.
Причины отказа в согласовании
Жилинспекция может принять решение об отказе в согласовании перепланировки.
Произойти это может только по следующим причинам:
- недостаток каких-либо важных документов среди поданных собственником. При этом собственника уведомляют о необходимости предоставить нужный документ и только в случае невыполнения им этого действия выносится решение об отказе;
- подача заявления о перепланировке не в тот орган государственной власти, в компетенции которого находится принятие решения по этому вопросу;
- несоответствие проекта перепланировки требованиям законодательства.
В письменном уведомлении об отказе обязательно должно быть указано основание для вынесения этого решения.
Изменения без сноса несущих стен
Изменения в планировке без сноса капитальных стен (что вовсе не допустимо), или не затрагивающие несущие конструкции и инженерные системы могут быть согласованы без разработки проекта.
Для их выполнения достаточно предоставить эскиз, который собственник может выполнить самостоятельно. Этот вид согласования проходит по упрощенной схеме.
В 2022 году было принято решение о том, что некоторые виды работ, ранее требовавшие разрешения, могут проводиться без какого-либо согласования.
О них не нужно ставить в известность соответствующие органы. Эти изменения вступили в силу в 2022 году и действуют в текущем, 2022 году.
Так, больше не нужно согласовывать:
- установку кондиционера;
- монтаж посудомоечных машин;
- установку душевых кабин и джакузи.
Завершение переустройства
Переустройство и перепланировка завершаются подписанием акта сдачи-приемки выполненных работ.
Для этого приглашается сотрудник Жилинспекции, который проверяет соответствие перепланировки представленному проекту или эскизу.
Акт о завершении работ является важным документом для оформления нового техпаспорта в БТИ.
Последствия незаконного
- Ответственность за самовольное переустройство или перепланировку отмечена в ст. 29 ЖК. Она заключается в обязанности собственника помещения уплатить штраф.
- Но если незаконная перепланировка привела к обрушению здания и ухудшению его технических характеристик, то может наступить даже гражданско-правовая и уголовная ответственности. Они регулируются соответствующими кодексами РФ.
Требования к нежилому помещению
Перепланировка нежилого помещения рассматривается, главным образом, Градостроительным кодексом РФ.
Но некоторые вопросы остаются в ведении ЖК РФ, особенно если нежилое помещение находится в жилом здании.
Регламент перепланировки нежилого помещения может отличаться в разных регионах страны.
Например, в Москве обязательно выполнение техническое проекта на любые виды изменений конфигурации нежилого помещения. В других регионах иногда может быть достаточно и эскиза, если перепланировка не будет касаться несущих стен. Также в Москве требуют разрешение от автора проекта дома, если изменения затрагивают несущие конструкции.
Важно, в каком здании находится подлежащее перепланировке помещение.
От этого зависит пакет документов, который должен будет собрать собственник для получения разрешения, и орган, в который надлежит подавать заявление.
- Если нежилое помещение расположено в жилом здании, например, многоквартирном доме, то потребуется согласование перепланировки с его балансодержателем, проект должен быть одобрен Роспотребнадзором, а заявление подается в Жилинспекцию.
- Для помещений внутри отдельно стоящих нежилых зданий заявление подают в отдел капитального строительства.
Поддержка закона
Разные вопросы изменения конфигурации помещения регулируются разными нормативными актами.
Жилищный кодекс содержит лишь основные положения перепланировки и переустройства.
Другие позиции этих работ рассматриваются следующими нормативно-правовыми документами:
- Постановление Правительства Москвы № 508-пп;
- Гражданский кодекс РФ, ст. 290, ст. 304, 305;
- СНиП №№ 31-01-2003, 31-06-2009, 3.03.01-87, 2.08.01-89;
- СанПиН № 2..1.2..2645-10;
- Постановление Госстроя РФ 27.09.2003 года № 170.
Перепланировка и переустройство могут регламентироваться и региональными актами.
Как сделать перепланировку квартиры законно? Узнайте тут.
Возможна ли перепланировка в панельном доме? Читайте далее.
Переустройство и перепланировка – не только сложные виды работ, они должны соответствовать специально разработанным нормам и требованиям, а также проводиться в соответствии с законодательными актами, главным из которых является Жилищный кодекс РФ.
Видео: «Как узаконить перепланировку»
Видео: «Переустройство и перепланировка квартир «
Объединение балкона с комнатой или кухней
К распространенным вариантам перепланировки квартир относится объединение…
У вас вопрос по перепланировке?
Оставьте свой номер телефона, перезвоним и бесплатно проконсультируем!
Ваш телефон *
Штраф за перепланировку квартиры и нежилого помещения
Любые изменения, которые вы вносите в планировку своего жилья относительно…
Доброго утра! Не могу найти историю изменений в Регламенте по перепланировкам (508-ПП). Раньше мы носили проекты перепланировок…
Сергей, вы пишите что «А требуется потому что в 508-ПП прописано, что перенос/изменение границ ванных комнат и санузлов…
Здравствуйте. Нужен ли допуск СРО организации, выполняющей гидроизоляцию пола в процессе перепланировки квартиры, если стоимость…
Глава 4 ЖК РФ. Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме
Статья 25.
Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме
1. Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
2. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Статья 26.
Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
1. Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Статья 27.
Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Статья 28.
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
1. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.
2. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Статья 29.
Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещения в многоквартирном доме
1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
3. Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
4. На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
5. Если соответствующее помещение в многоквартирном доме не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:
1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого помещения в многоквартирном доме с выплатой собственнику вырученных от продажи такого помещения в многоквартирном доме средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого помещения в многоквартирном доме обязанности по приведению его в прежнее состояние;
2) в отношении нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.
6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника помещения в многоквартирном доме, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения таких помещений в прежнее состояние. Если такие помещения не будут приведены в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такие помещения подлежат продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.
7. Положения частей 2 — 6 настоящей статьи не применяются в отношении помещений, расположенных в аварийном и подлежащем сносу или реконструкции многоквартирном доме.